000368

13 ту, которая соответствовала его реальной точке зрения. Но когда его про- сили найти фотографию с видом, открывающимся перед куклой, сидящей напротив, он снова выбирал "свой" снимок. Он не мог представить себе, что у куклы – другая позиция, и она видит макет «по-другому». Наиболее ярки- ми примерами эгоцентризма детского мышления являются всем известные факты, когда дети при перечислении членов своей семьи себя в их число не включают. Пока эгоцентризм не преодолен, у ребенка не возникает понима- ния обратимости и симметричности отношений ("Если я тебе брат, то и ты мне брат"). Эгоцентризм – общая характеристика детского мышления, проявляю- щаяся на каждом периоде развития. Эгоцентризм усиливается, когда в ходе развития ребенок сталкивается с новой областью познания, и ослабевает по мере того, как он постепенно ее осваивает. Приливы и отливы эгоцентризма соответствуют той последовательности, в которой нарушается и восстанав- ливается равновесие. В медицинской практике часто встречаются два психологических феноме- на – инфантилизм и функциональный регресс . Инфантилизм (от infant – ре- бенок, фр.) – это своеобразная задержка психического развития, несоответ- ствие у пациента уровню биологического возраста – психического развития. Данный феномен характеризуется поверхностностью суждений, их эмоцио- нальной импульсивностью, недальновидностью (антиципационной несосто- ятельностью), выраженным эгоцентризмом, проявляющихся в поведении. При не способности совладать со сверхсильным (онкологический диагноз, угроза жизни) или протрагированным (тяжело фрустрирующая ситуация дома или на работе) стрессом, ведущим к истощению, зачастую бессозна- тельно «запускается» психологическая защита регресс. Чаще других – это истерический механизм пограничных психических расстройств, но также характерен и для экзогенно-органических поражений ЦНС. 3. Стадия конкретных операций (8-11 лет) характеризуется осознани- ем обратимости и симметричности отношений за счет преодоления эгоцен- тризма. Этап конкретных операций связан со способностью к рассуждению, доказательству, соотнесению разных точек зрения. Логические операции, тем не менее, нуждаются в опоре на наглядность, не могут производиться в гипотетическом плане, и поэтому они названы конкретными. Все логиче- ские операции зависят от конкретных областей применения. В частности, ребенок уже может образовывать из конкретных предметов, как отношения, так и классы. Если в 7 лет ребенку удается расположить палочки по их дли- не, то лишь в 9,5 лет он подобную операцию делает с весами тел, а с объ- емами – только в 11–12 лет. Логические операции еще не стали для ребенка генерализованными.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy