000368

14 4. Стадия формальных операций (12-15 лет) – подросток освобожда- ется от конкретной привязанности к объектам, данным в поле восприятия, что характеризует завершение формирования логического мышления. Под- росток приобретает возможность мыслить так же, как взрослый человек, т.е. мыслить гипотетически, дедуктивно. Для этой стадии характерно опериро- вание логическими отношениями, относительными понятиями, абстракци- ей и обобщениями. По мнению Пиаже, появление мыслительных операций второго порядка, которые уже не связаны с конкретными представлениями, и умение оперировать логическими отношениями указывает на сформиро- ванность логического мышления. Постепенно становится возможной и реф- лексия по поводу собственных мыслей – самопонимание и самоосознавание. Вступление подростка в этап формальных логических операций вызы- вает у него гипертрофированное тяготение к общим теориям, стремление к "теоретизированию", что, по мнению Ж. Пиаже, является возрастной осо- бенностью подростков. Для подростков общее становится важнее и суще- ственнее частностей, они тяготеют к созданию своих собственных теорий в политике или философии. Силлогизмы становятся основой операций логи- ческого мышления в этом возрасте. Понятийное мышление приходит на смену допонятийному мышлению постепенно, через ряд промежуточных стадий. Л.С. Выготский (1982) вы- делял 5 этапов в переходе к формированию понятий: 1. Ребенку 2-3 года – яркий синкретизм (операция, заменяющая ребенку анализ и синтез), который проявляется в том, что при просьбе положить вме- сте похожие предметы ребенок складывает вместе любые из них, считая, что те, которые положены рядом, и есть подходящие; 2. Ребенку 3-6 лет – в классификации предметов появляются цепочки по- парного сходства, т.е. он показывает элементы объективного сходства двух предметов, но уже третий предмет может отличаться от двух предыдущих; 3. Ребенку 7-10 лет – может объединить группу предметов по сходству, но еще не может осознать и назвать главные признаки всей группы; 4. Ребенку 11-14 лет – появляется понятийное мышление, но еще несо- вершенное, поскольку первичные понятия сформированы на базе житейско- го опыта и не подкреплены научными знаниями; 5. Юношеский возраст – использование теоретических положений по- зволяет выйти за рамки житейского опыта и правильно определить границы класса-понятия. По мнению многих психологов, формирование логики также обычно требует специального обучения. Еще в 30-е годы А.Р. Лурия (1970) отметил, что опера- ции получения логических выводов из посылок не для всех людей носят универ- сальный характер. В частности, в его исследованиях неграмотные крестьяне юга

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy