000368

15 из отдаленных кишлаков не могли сделать вывод из двух посылок: "На далеком Севере, где снег, все медведи белые" и "Новая Земля – на далеком Севере, и там всегда снег". На вопрос о цвете медведей на Новой Земле, крестьяне часто отве- чали, что они там не были и этого не знают. Сходным образом, т.е. изолированно, рассматривают обе посылки и маленькие дети. Лишь в процессе обучения они получают эту возможность. В медицинской практике при ослабоумливающих экзогенно-органических процессах наблюдается «обратное» развитие мышле- ния и нарастание конкретности, ригидности, сужения кругов понятий. Ж. Пиаже полагал, что стадия формальных операций достигает у чело- века полного расцвета к 14-15 годам, однако другие исследователи показа- ли, что только часть людей (в среднем лишь 25-50%) действительно могут мыслить абстрактно. Развитие формального мышления зависит не только от уровня образования человека, но и его жизненного опыта, мотивации и ин- тересов, социального окружения и культуры общества. Исходя из теории Ж. Пиаже, Джером Брунер (1915) пересмотрел некото- рые его представления об интеллектуальном развитии. Развитие складыва- ется не просто из ряда стадий, оно предполагает последовательное овладение ребенком тремя сферами представлений – действием, образом и символом (словом). Это одновременно и способы познания окружающего мира. Каж- дый способ по-разному отражает события и соответственно накладывает сильный отпечаток на поведение и психику. Дж. Брунер не дает жесткой периодизации интеллектуального развития, но важны все три сферы пред- ставлений, сохраняющиеся и у взрослого человека. Богатство интеллекта определяется наличием развитых представлений – действенных, образных и символических. Свойства мышления 1. Глубина мышления – проявляется в степени проникновения в сущ- ность явления, процесса. 2. Самостоятельность мышления – выражается в умении увидеть но- вую проблему, поставить новый вопрос и затем решить задачи своими сила- ми. Творческий характер мышления наиболее ярко выражается в его само- стоятельности. 3. Гибкость мышления – проявляется в умении изменять намеченный план действий, если этот план не удовлетворяет условиям, которые обнару- живаются в ходе решения задач. 4. Критичность мышления – отражается способность человека правиль- но оценить как объективные условия, так и собственную активность и при необходимости отказаться от избранного пути и найти способ действия, наи- более отвечающий условиям деятельности.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy