000368

17 отражение, которое отвечает задачам, возникающим перед человеком в про- цессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружающего мира. Виды и типы мышления Виды мышления В генетической классификации мышления выделяют три основных вида мышления, которые последовательно появляются у ребенка в процессе он- тогенеза: наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление. Наглядно-действенное (практическое) мышление — вид мышления, ко- торое опирается на непосредственные чувственные впечатления от предме- тов и явлений действительности, т.е. их первичный образ через ощущения и восприятие. При этом происходит реальное, практическое преобразование ситуации в процессе конкретных действий с конкретными предметами. Этот вид мышления может существовать только в условиях непосредственного восприятия поля манипулирования. У ребенка в возрасте до года этот тип мышления преобладает. В зрелом возрасте оно используется для решения задач, возникающих непосредственно в практической деятельности, и при- меняется при манипулировании предметами, часто методом проб и ошибок (так называемые двигательные пробы). В медицине развитое наглядно-дей- ственное мышление важно для овладения искусством хирургии, косметоло- гии, стоматологии, мануальной терапиии, травматологии. Наглядно-образное мышление – вид мышления, которое характеризу- ется опорой на представления, т.е. вторичные образы предметов и явлений действительности, а также оперирует наглядными изображениями объектов в виде рисунка, схемы, плана. В отличие от наглядно-действенного мышле- ния здесь происходит преобразование ситуации только в плане ее внутрен- него (субъективного) образа, но при этом появляется возможность подбора самых необычных и даже невероятных сочетаний, как самих предметов, так и их свойств. Вместе с наглядными образами используются и знания, полу- ченные при обучении и воспитании, но в значительно меньшей степени. В процессе индивидуального развития данному уровню развития мышле- ния соответствует появление у ребенка громкой речи как сопровождения фазы ориентировки – описание ситуации вслух сначала для получения помощи от взрослых, затем для организации собственного внимания и ориентировки са- мого ребенка в ситуации. Речь вначале носит развернутый, внешний характер, а затем постепенно "свертывается", превращаясь во внутреннюю речь как ос- нову внутренней интеллектуальной деятельности. Наглядно-образное мыш- ление является базой для формирования словесно-логического мышления.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy