000368
18 Абстрактно-логическое (отвлеченное, словесное, теоретическое) мыш- ление – вид мышления, которое опирается на абстрактные понятия и логи- ческие действия с ними. При всех предыдущих видах мышления мысленные операции осуществляются с той информацией, которую дает нам чувствен- ное познание в виде непосредственного восприятия конкретных предметов и их образов-представлений. Здесь мышление, благодаря абстрагированию, позволяет нам создавать отвлеченную и обобщенную картину ситуации в виде мыслей: понятий, суждений и умозаключений, которые выражаются словами. Эти мысли, как и элементы чувственного познания, становятся своеобразной формой и содержанием мышления, и с ними могут совершать- ся все основные мыслительные операции. По времени протекания, этапности и степени осознанности протекания познавательных процессов выделяют: – аналитическое (логическое) мышление, которое развернуто во време- ни, имеет четкие и осознанные этапы (осуществляется путем логических умозаключений, постоянно приводящих к правильному пониманию основ- ного принципа, закономерности). Например, симптом-симптомокомплекс– синдром– статика и динамика болезненного состояния – этиология и пато- генез-диагноз; – интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания и ма- лой осознанностью многих его этапов и осуществляется как непосредствен- ное "схватывание" ситуации, своеобразное "усмотрение" решения без осоз- нания путей и условий его получения. «Врач ставит диагноз, когда пациент еще – в дверях». И. Калмыкова выделяет продуктивное (творческое) и репродуктивное мышление по степени новизны продукта, который получает субъект позна- ния. Исследовательница считает, что мышление как процесс обобщенного и опосредованного познания действительности всегда продуктивное, т.е. на- правлено на получение новых знаний. Однако в нем в диалектическом един- стве переплетены продуктивные и репродуктивные компоненты. Репродуктивное мышление - это вид мышления, которое обеспечивает решение задачи, опираясь на воспроизведение уже известных человеку спо- собов. Новое задание соотносится с уже известной схемой решения. Несмо- тря на это репродуктивное мышление всегда требует выявления определен- ного уровня самостоятельности. В продуктивном мышлении полно проявляются интеллектуальные спо- собности человека, его творческий потенциал. Творческие возможности по- лучают выражение в быстром темпе усвоения знаний, в широте их переноса в новые условия, в самостоятельном оперировании ими (табл.1).
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy