000368

20 можно наблюдать во сне (этим часто объясняется причудливость некоторых образов сновидений), а также при снижении уровня бодрствования – виги- литета при астении и депрессии. Логически-ассоциативное мышление отличается целенаправленностью и упорядоченностью. Для этого всегда необходим регулятор ассоциаций – цель мышления. Гуго Липман (1904) использовал для обозначения этой цели отвлеченное понятие – "руководящие представления". Они направляют ассоциации, что приводит к подбору (на подсознательном уровне) необхо- димого материала для формирования смысловых ассоциаций. Руководящие представления являются, по выражению Эрнеста Кречмера (1888-1964), тем магнитом, который держит родственные представления в поле сознания. Та- кого рода мышление требует апперцепции с определенной установкой вни- мания на цель мышления. Наше обычное мышление состоит как из логически-ассоциативного (ап- перцептивного), так и из механически-ассоциативного мышления. Первое мы имеем при концентрированной интеллектуальной деятельности, второе – при утомлении. Основные формы абстрактного мышления «Философ, сознавая невозможность ис- править мир, тем не менее действует». Конфуций Понятия, суждения и умозаключения являются основными формами, с ко- торыми совершаются мыслительные операции при отвлеченном мышлении. Эти формы мышления являются одновременно предметом изучения, как психологии, медицины, так и формальной логики. Следует отметить, что логика исследует мышление только со стороны его результатов, продуктов мышления. Она исследует как бы готовые, имеющиеся мысли и устанавли- вает определенные соотношения (формулы) между ними. Психология и ме- дицина, в отличие от логики, изучает сам процесс мышления, т.е. они иссле- дуют, как и почему у человека возникает и развивается та или иная мысль. Таким образом, логика и психология/медицина исследуют одну и ту же по- знавательную деятельность, но с разных сторон и в разных качествах: логика ее изучает преимущественно со стороны результатов, продуктов мышления (понятия, суждения и умозаключения), а психология/медицина – со стороны процесса их получения в ракурсе нормы и патологии. Процесс мышления и его результаты неразрывно связаны и не существуют друг без друга, поэто- му психология и логика также связаны и дополняют одна другую. Понятие – форма мышления, отражающая наиболее общие и существен- ные признаки, свойства предмета или явления объективного мира, выраженная

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy