000368
21 словом. В понятии словно соединились все представления человека о данном предмете или явлении. Понятие сформировалось в процессе исторического развития человечества, и его сущность приобрела характер всеобщности. Значение понятия для процесса мышления очень велико, так как сами по- нятия и являются той формой, которой оперирует мышление, образуя более сложные мысли – суждения и умозаключения. Умение мыслить – всегда есть умение оперировать понятиями, оперировать знаниями. Житейские понятия формируются через личный практический опыт. Преобладающее место в них занимают наглядно–образные связи. Научные понятия формируются с ведущим участием вербально-логических опера- ций, их определение формируется через родовидовые отличия. В процессе обучения они формулируются учителем и, лишь затем, наполняются кон- кретным содержанием (логическая формулировка предшествует образова- нию конкретных наглядных связей). Понятие может быть конкретным, когда предмет или явление в нем рас- сматривается как нечто самостоятельно существующее ("книга", "государ- ство", «больной»), и абстрактным, когда в нем рассматривается свойство предмета или отношения между предметами ("белизна", "параллельность", "ответственность", "смелость", «болезнь», «старость»). Содержанием понятия называется совокупность наиболее существенных признаков предмета, которая мыслится в данном понятии, а совокупность предметов, которая мыслится в понятии, называется объемом понятия. Уве- личение содержания понятия ведет к уменьшению его объема и наоборот. Так, увеличивая содержание понятия "порок сердца" путем добавления но- вого признака "ревматический", мы переходим к новому понятию меньшего объема – "ревматический порок сердца". В логических отношениях могут находиться только сравнимые понятия. Диагностические ошибки врача могут быть связаны с нарушением логики мышления в понятиях, например о конкретной болезни – чрезмерно широ- кого или слишком узкого понимания содержания и объема понятия о ней, подменой определения болезни ее описанием с перечислением отдельных симптомов. Суждение – форма мышления, в которой отражаются связи между поняти- ями, выраженные в виде утверждения или отрицания. Эта форма существенно отличается от понятия. Последнее отражает совокупность существенных при- знаков предметов, перечисляет их, а суждение отражает их связи и отношения. Обычно суждение (например: "Роза красная") состоит из двух понятий – двух тер- минов суждения: субъекта (от лат. subjektum – подлежащее), т.е. того, относитель- но чего в суждении что-нибудь утверждается или отрицается, и предиката (от лат. praedikatum – сказуемое), т.е. словесного выражения утверждения или отрицания.
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy