000368
23 к заключению и есть вывод. Отношение логического следования между по- сылками и заключением предполагает связь между посылками по содержа- нию. Если суждения не связаны по содержанию, то вывод из них невозможен. При наличии содержательной связи между посылками мы можем получить в процессе рассуждения новое истинное знание при соблюдении двух усло- вий: должны быть истинными посылки и должны соблюдаться определен- ные правила вывода – методы мышления. Операции процесса мышления «Ошибки, которые не исправляются, вот настоящие ошибки». Конфуций Мыслительная деятельность возникает и протекает в виде особых умствен- ных операций (анализа, синтеза, сравнения, абстракции, обобщения, конкрети- зации и систематизации) с последующим переходом к образованию понятий. Анализ – мысленное расчленение целого на части. В его основе лежит стремление познать целое глубже путем изучения каждой его части. Раз- личают два вида анализа: анализ как мысленное разложение целого на части и анализ как мысленное выделение в целом его отдельных признаков или сторон. Врач производит оба вида в своей деятельности. Синтез – мысленное соединение частей в единое целое. Так же, как в анализе, различают два вида синтеза: синтез как мысленное объединение частей целого и синтез как мысленное сочетание различных признаков, сто- рон, свойств предметов и явлений действительности. Сравнение – мысленное установление сходства и различия между пред- метами и явлениями, их свойствами или их качественными особенностями. Абстракция (отвлечение) – мысленное выделение существенных свойств или признаков при одновременном отвлечении от несущественных свойств или признаков предметов и явлений. Мыслить абстрактно – значит уметь извлечь какой-то момент, сторону, черту или свойство познаваемого объекта и рассмотреть их вне связи с другими особенностями того же объекта. Обобщение – мысленное объединение предметов или явлений на основе общих и существенных для них свойств и признаков, процесс сведения ме- нее общих понятий в более общие. Конкретизация – мысленное выделение из общего того или иного част- ного конкретного свойства или признака, иначе – мысленный переход от обобщенного знания к единичному, конкретному случаю. Систематизация (классификация) – мысленное распределение предме- тов или явлений по группам или подгруппам в зависимости от сходства и раз- личий друг с другом (деление категорий по существенному признаку) (рис.1).
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy