000368

27 которые позволяют создать общую схему решения задачи. Мы решаем за- дачу на основе всех своих знаний о ее предмете, а не только тех сведений, которые изложены в условиях. Но среди всего богатства знаний нужно ото- брать такие, которые имеют значение для решения данной задачи. 3. Переформулировка условий и категориальные обобщения. Каждая конкретная задача является частным случаем более общей ситуации. Чтобы найти общие закономерности, применимые к данной конкретной задаче, ее следует переформулировать и привести в обобщенный вид. При обобщен- ной формулировке задачи искомое отношение становится более очевидным. Это дает возможность найти общий принцип решения. Следующим шагом является перенесение его на данные конкретные условия. 4. Преодоление функциональной ригидности. Как правило, поставлен- ную задачу человек пытается решить привычным, стандартным способом. В случае, когда данный способ оказывается непригодным, следует отказаться от него и искать иной путь решения, а не "зацикливаться" на нем. 5. Сличение результатов действия на каждом этапе решения с исходными условиями. Если решение задачи осуществляется в несколько этапов, ошиб- ка может быть допущена на любом из них. Важны своевременное обнаруже- ние ошибки и ее коррекция. Решение проблем, как и другие задачи мышления, в значительной степе- ни опирается на долговременную память и на усвоенные ранее понятия, ко- торые в ней хранятся. Для ограничения поля выдвигаемых гипотез и управ- ления очередностью их перебора в поиске решения проблемы человеком используются специальные приемы (стратегии) мышления: 1. Случайный перебор (метод проб и ошибок, поиск решения ведется не- систематично); 2. Рациональный перебор (отсечение более вероятных неверных направ- лений поиска) – конвергентное мышление; 3. Систематический перебор (проверка всех возможных вариантов ре- шения) – дивергентное мышление. Известно, что многие известные ученые приходили к своим открытиям, про- ходя четыре этапа: подготовки, инкубации, инсайта и проработки ( Wallas , 1926). На этапе подготовки подбирается вся относящаяся к проблеме информа- ция. Происходит непрерывное сканирование памяти, а имеющаяся мотива- ция направляет этот поиск. Второй этап (инкубация) создает паузу, необходимую для анализа ситу- ации. Эта пауза может занимать достаточно длительное время – часы, дни. Поиски решения проблемы временно откладываются, а исследователь даже занимается другими делами. За этим во многих случаях следует этап озарения (инсайт) – решение при- ходит внезапно, как бы само собой. На этом этапе происходит своеобразная

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy