000368
28 подсознательная самоорганизация материала проблемной ситуации (у некоторых ученых это происходило порой во сне или при засыпании). Конечно, найденное решение может оказаться ошибочным, поэтому не- обходим следующий этап – этап детальной проработки проблемы, проверки решения и его детализации. Для активизации мышления можно применять специальные формы орга- низации мыслительной деятельности: "мозговой штурм" (брейн-сторминг), метод синектики, метод морфологического анализа, метод контрольных во- просов и другие. Все они являются предметом специального исследования в социальной психологии (см. "Эффективность деятельности группы"). Функциональная асимметрия мозга и мышление «Если у молодого человека останется время, то он должен посвящать его учению». Конфуций В 1972 году американский врач Орнстайн провел первые психологиче- ские наблюдения за людьми, у которых было пересечено мозолистое тело. Оперативное вмешательство было вынужденным – оно избавляло больных от некоторых тяжелых болезней. Операция приводила к тому, что оба полу- шария мозга стали действовать практически независимо. Тонкие экспери- менты позволили специалистам накопить немало сведений о роли каждого из полушарий мозга в процессах мышления. Мышление у человека – процесс единый, но в нем одновременно участву- ют оба полушария. Предпосылки к функциональной асимметрии головно- го мозга передаются генетически, но сама она, как и тесно связанная с нею речь, окончательно формируется лишь в социальном общении. При этом в зависимости от конкретных условий может сложиться относительное доми- нирование лево- или правополушарного мышления. В левом полушарии находится речевой центр, а появление речи невоз- можно без образования понятий, поэтому понятийное мышление, чтение и счет соотносятся более с функциями левого полушария. Левополушарное мышление является дискретным и аналитическим, т.к. оно обеспечивает логически непротиворечивый анализ предметов и явлений по определенному числу признаков. Благодаря этому формируется внутрен- не непротиворечивая модель мира, которую можно выразить в словах (вер- бально) и других условных знаках. В правом полушарии возникают целостные чувственно-эмоциональные образы окружающего мира, оно более ответственно за наглядно-образное мышление. Правополушарные образы и действия с ними не находят прямой вербализации, их словесное описание затруднено, но благодаря возможно- сти одномоментного "схватывания" многочисленных свойств объекта в их
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy