000368
33 Рациональная психотерапия. Коррекция неопределенности, противоре- чивости, непоследовательности и бездоказательности мышления у больных является главным элементом рациональной психотерапии. Вопрос о том, как осуществлять эту психотерапию, – вопрос методологический. Например, ос- новоположник рациональной психотерапии Дюбуа ( Dubois P. , 1905) предло- жил вариант чисто логической аргументации, Дежерин ( Dejerine J.J., 1902) большое значение придавал "доводам сердца", В.М. Бехтерев (1928) – разъяс- нению причин, сущности болезни с четкими указаниями о применении ле- чебных приемов, К.И. Платонов (1930) – комбинации с прямым и косвенным словесным внушением. В любом случае недостаточно объяснить больному, где у него логическая ошибка, т.к. он может согласиться с врачом теоретически, но продолжает сохранять неверную практику мышления, поэтому требуется специальное обучение и тренировка. Позитивное мышление. Мысль может быть созидательной, и эта ее спо- собность зависит от ее содержания, от стоящих за нею побудительных мо- тивов, чувств и убеждений. Независимо от того, отдает ли себе отчет в этом человек или нет, мысли могут вызывать определенные физические состоя- ния в теле, делая его больным или здоровым. Наши чувства, эмоции делают иногда болезнь более желательной, чем выздоровление. Когда страдающий осознает, что он извлекает из болезни какие-то преимущества (сочувствие, власть над близкими, избегание ответственности и т.п.), и когда выздоров- ление становится более желательным, чем эти преимущества, то во многих случаях наступает улучшение. Полезно наглядно представлять себе пози- тивный результат, который хочешь получить. Например, есть положитель- ный опыт обучения образному представлению (визуализации) желаемого позитивного результата лечения онкологических заболеваний (в частности, больной может "представлять" свою опухоль в виде растекающейся на про- мокательной бумаге чернильной кляксы, которую он ежедневно "мысленно" уменьшает в размерах). Саногенное мышление. Оригинальный подход к обучению саногенному (оздоравливающему) мышлению предложен Ю.М. Орловым. Отталкиваясь от теории дифференциальных эмоций К. Изард, на специальных тренинго- вых занятиях человека обучают осознанию своих умственных автоматизмов и стереотипов, которые приводят к появлению отрицательных эмоций типа обиды, зависти, ревности, вины и др. После этапа осознания начинается ра- бота над формированием умственных операций, помогающих освобождать- ся от патогенного образа мыслей. Предлагаются соответствующие методики размышления об этих отрицательных человеческих эмоциях.
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy