000368
35 Индивидуальные особенности мышления определяют такие интеграль- ные его характеристики как широта и глубина мышления, его последова- тельность, гибкость, самостоятельность и критичность. Перечисленные осо- бенности мышления у разных людей сочетаются и выражены по-разному, что и характеризует индивидуальные особенности их мышления в целом. Широта ума проявляется в кругозоре человека и характеризуется раз- носторонностью знаний, умением мыслить творчески и рассматривать лю- бой вопрос в многообразии его связей с другими явлениями, способностью к широким обобщениям. Глубина ума выражается в умении проникать в сущность вопроса, уме- нии увидеть проблему, выделить в ней главное и предвидеть последствия ре- шения. Качеством, противоположным глубине мышления, является поверх- ностность суждений и умозаключений, когда человек обращает внимание на мелочи и не видит главного. Последовательность мышления выражается в умении устанавливать ло- гический порядок в решении различных вопросов. Быстрота мышления – это умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать реше- ния, легко переключаться на решение разных задач. Гибкость мышления выражается в свободе его от сковывающего влия- ния бытующих стереотипов, способность находить нетрадиционные спосо- бы решений в зависимости от изменений обстановки. Самостоятельность мышления выражается в умении человека выдви- гать новые вопросы и задачи, находить новые пути их решения самостоя- тельно, без посторонней помощи; оно лишено податливости внушающему постороннему влиянию. Критичность мышления – это умение человека объективно оценивать свои и чужие суждения, умение отказываться от своих не соответствующих действительности высказываний, подвергать критическому рассмотрению предложения и суждения других людей. Исследование мышления Основными методами исследования мышления являются тесты на класси- фикацию, исключение, выделение существенных признаков, аналогии, обоб- щение, ассоциативный эксперимент, проблема Эверье, пиктограмма. Методика «Классификации» применяется для исследования процессов обобщения и отвлечения, последовательности суждений. Впервые она была предложена K.Goldstein (1920) для исследования больных с афазиями. Моди- фицированная методика включает набор карточек с изображением животных, растений и предметов. Изображения могут заменяться надписями. Предлага- ется разложить карточки на группы так, чтобы они содержали однородные предметы и могли быть названы обобщающим словом.
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy