000368
37 4. Зонтика, военной фуражки, барабана, пистолета. 5. Тумбочки, кровати, шкафа, этажерки. 6. Собаки, гуся, лошади, телеги. Важно отношение обследуемого к допущенным ошибкам – сам заметил или с помощью исследователя. Доступны ли ошибки коррекции. Методика «Выделение существенных признаков» выявляет понима- ние обследуемым главных и второстепенных признаков предметов и явле- ний. Характер выделения признаков свидетельствует о преобладании аб- страктного или конкретного стиля мышления. При выполнении методики необходимо к слову, стоящему перед скобками, выбрать два слова (признака) предмета или явления, расположенных в скобках и являющихся неотъемле- мыми признаками слова перед скобками. Примеры стимульного материала: Сад (растения, садовник, собака, забор, земля). Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода). Куб (углы, чертеж, сторона, камень, дерево). Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага). Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены). Кольцо (диаметр, алмаз, проба, округлость, печать). Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила). Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово). «Ассоциативный эксперимент» используется для оценки качественной специфики мышления. Тест также применяется в психоаналитических це- лях, для исследования высшей нервной деятельности. При проведении ис- следования предлагается привести первую пришедшую на ум ассоциацию на предъявляемые слова. Возможные наборы слов: 1. Вариант: шкаф, город, сват, ветка, перо, воробей, кролик, свеча, рама, дорога, платье, чернила, туфли, кошка, помидор, нитка, тетрадь, солнце, подушка, день, доска, улица, пила, карандаш, стакан. 2. Вариант: хлеб, лампа, пение, колесо, красота, война, воздух, развитие, звонок, пещера, бесконечность, луна, брат, лечение, топор, падение, обман, голова, сомнение, игра, цель, глубина, народ, трава, ссора, бабочка, поиск, печаль, совесть. 3. Вариант: огонь, сад, смех, лес, красный, платье, север, любовь, вечер, радость, сон, хлеб, дело, болезнь, труд, брат, обида, гроза, муж, весна, стол, прошлое, честь, космос, здоровье. При анализе результатов исследования учитываются: латентный период (в норме от 0,5 до 2 с), качественные характеристики ответов. По качеству ответов речевые реакции делят на: – высшие речевые реакции (общеконкретные, индивидуально-конк- ретные, абстрактные);
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy