000368

38 – примитивные словесные реакции (ориентировочные, созвучные, отказ- ные, экстрасигнальные, междометные, персеверирующие, эхо-лалические); – атактические реакции (соответствующие диссоциированному мышлению). У больных шизофренией преобладают атактические (еда – крот) или со- звучные (народ – урод) реакции. Это обусловлено особенностями расстройств мышления при данном заболевании, ассоциациями по созвучию и т. д. Адекватным выполнение исследования считается, если высшие речевые реакции составляют 98–100 %, среди них общеконкретные – 68–72 %, инди- видуально–конкретные – 8–12 %, абстрактные – 20 %, низшие, атактические и многословные реакции отсутствуют. Методика Эббингауза оценка стройности и продуктивности мышления. Обследуемому предлагают заполнить пробелы в рассказе: Стал дед очень стар. Ноги у него не..., глаза не..., уши не..., зубов не стало. И когда он ел, у него текло изо.... Сын и невестка перестали его за... сажать и давали ему... за печкой. Снесли ему раз обедать в..., он хотел ее подвинуть, да уронил на..., чашка и.... Стали тут... бранить старика за то, что он им все в... портит и... бьет. Целенаправленность мышления оценивается с помощьюметодики «проб­ лема Эверье» . Для анализа предлагается следующий отрывок текста: Существуют различные взгляды на ценность жизни. Одни считают ее бла- гом, другие – злом. Было бы правильнее держаться середины, потому что, с одной стороны, жизнь приносит нам меньше счастья, чем мы желали бы сами себе, с другой стороны, – ниспосылаемые нам несчастья всегда меньше того несчастья, которого нам желают в душе другие люди. Вот это-то равновесие и делает жизнь вполне выносимой, вернее, до известной степени справедливой. Анализ образов «пиктограмм» позволяет судить о характере ассоциаций обследуемого. Оцениваются: 1. Особенности выполнения рисунков (величина, завершенность, их об- рамление, подчеркивание, наличие уточняющих линий, отличия и сходство рисунков, относящихся к различным понятиям); 2. Расположение рисунков на листе; 3. Принципы запоминания; 4. Оригинальность или стандартность. Выделяют варианты изображений: Стандартные образы – если рисунки совпадают с культурально обуслов- ленными (например, изображение флагов, шаров для запоминания понятия «веселый праздник»). Атрибутивные образы – если при изображении понятий используется принадлежность к чему-то, то есть преобладают рисунки, отражающие не- отъемлемую часть понятия (например, изображение блюд, ассоциирующих- ся с «вкусным ужином»).

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy