000368
40 Единой, общепринятой классификации нарушений мыслительной деятель- ности не существует. В патопсихологии выделяются нарушения опера- ционной стороны, динамики, мотивационного компонента мышления. В клинической практике принято различать нарушения мышления по таким формальным признакам, как темп, связность, стройность, целенаправлен- ность; а также по содержанию. 1. Количественные нарушения (по форме). Нарушения ассоциативного процесса: – нарушения по темпу; – нарушения по стройности; – нарушения по целенаправленности. 2. Качественные нарушения (по содержанию). Нарушение содержания мышления (патология суждений): – навязчивые идеи; – сверхценные идеи; – бредовые идеи (табл.2) Таблица 2. Классификация нарушений мышления Нарушения по темпу (динамиче ские расстройства): 1. Заторможенность 2. Задержка мыслей 3. Застревание 4. Ускорение 5. Скачка идей Нарушения по стройности (струк турные расстройства): 1. Разорванность 2. Бессвязность 3. Инкогеренция 4. Вербигерация 5. Паралогия Нарушения по целенаправленно сти (структурные расстройства): 1. Обстоятельность 2. Персеверации 3. Резонерство 4. Символизм 5. Аутистическое мышление Нарушение содержания мышле ния (патология суждений) 1. Навязчивые идеи 2. Сверхценные идеи 3. Бредовые идеи. Нарушения мышления разнообразны и сложны. Основным методом определения состояния мышления является оценка речевой продукции, а также адекватности выполнения различных задания, поступков и поведение человека в определенных ситуациях. Динамические расстройства мышления Заторможенность – брадипсихизм, сопровождается замедлением речи, ощущением замедления хода мысли. Больной говорит крайне медленно, чаще односложно, с большими паузами. Страдает глубина, четкость мыслительных
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy