000368
45 3. Краткосрочность и экономичность подхода (в отличие, например, от психоанализа): от 20 – 30 сеансов. 4. Наличие интегрирующего потенциала, заложенного в теоретических схемах КТ (и экзистенциально-гуманистическая направленность, и объект- ные отношения, и поведенческий тренинг и проч.). КТ в варианте Бека − это структурированное обучение, эксперимент, тре- нировки в ментальном и поведенческом планах, призванные помочь пациен- ту овладеть следующими операциями: 1. Обнаруживать свои негативные автоматические мысли. 2. Находить связь между знаниями, аффектами и поведением. 3. Находить факты «за» и «против» автоматических мыслей. 4. Подыскивать более реалистичные интерпретации для них. 5. Научить выявлять и изменять дезорганизующие убеждения, ведущие к искажению навыков и опыта. Конкретные методы выявления и корректировки автоматических мыслей: 1. Записывание мыслей. Психолог может попросить клиента самого за- писать на бумаге, какие мысли у него возникают в голове, когда он пытается сделать нужное действие (или не делать ненужное действие). Мысли, прихо- дящие в голову в момент принятия решения, желательно записывать строго в порядке их очередности (эта очередность важна, поскольку укажет на вес и важность этих мотивов в принятии решения). 2. Дневник мыслей. Многие специалисты КТ предлагают своим клиен- там кратко записывать свои мысли в дневник в течение нескольких дней, чтобы понять, о чём человек чаще всего думает, сколько времени на это тра- тит и насколько сильные эмоции испытывает от своих мыслей. Например, американский психолог Матью Маккей рекомендовал своим клиентам раз- бить страницу в дневнике на три колонки, где указывать кратко саму мысль, потраченные на неё часы времени и оценку своих эмоций по 100-балльной шкале в диапазоне между: «очень приятно/интересно» – «безразлично» – «очень неприятно/угнетающе». Ценность такого дневника ещё и в том, что иногда даже сам клиент не всегда может точно указать причину своих пере- живаний, в таком случае дневник помогает и ему самому и его психологу выяснить, какие мысли влияют на его самочувствие в течение дня. 3. Отдаление. Суть этого этапа состоит в том, что пациент должен стать в объективную позицию по отношению к собственным мыслям, то есть от- далиться от них. Отстранение подразумевает 3 компонента: − осознание автоматичности «плохой» мысли, её самопроизвольности, понимание того, что данная схема возникла ранее при иных обстоятельствах или была навязана другими людьми извне; − осознание того, что «плохая» мысль неадаптивна, то есть вызывает страдание, страх или разочарование;
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy