000368

46 − возникновение сомнения в истинности этой неадаптивной мысли, по- нимание того, что данная схема не соответствует новым требованиям или новой ситуации (например, мысль «Быть счастливым – значит быть во всем первым», сформированная у отличника в школе, может привести к разочаро- ванию, если ему не удаётся стать первым в университете). 4. Эмпирическая проверка («эксперименты»). Способы: − найти аргументы «за» и «против» автоматических мыслей. Эти аргу- менты также желательно записать на бумагу, чтобы пациент мог перечи- тывать её всякий раз, когда ему вновь приходят в голову эти мысли. Если человек будет часто это делать, то постепенно мозг запомнит «правильные» аргументы и удалит из быстрой памяти «неправильные» мотивы и решения; − взвешивать достоинства и недостатки каждого варианта. Здесь также необходимо учитывать долговременную перспективу, а не только сиюми- нутную выгоду (например, в долговременной перспективе проблемы от нар- котиков многократно превысят временное удовольствие); − построение эксперимента для проверки суждения; − разговор со свидетелями прошлых событий. Это особенно актуально при тех психических расстройствах, где память иногда искажается и под- меняется фантазиями (например, при шизофрении), или если заблуждение вызвано неверной интерпретацией мотивов другого человека; − терапевт обращается к своему опыту, к художественной и академиче- ской литературе, статистике; − терапевт уличает: указывает на логические ошибки и противоречия в суждениях пациента. 5. Методика переоценки. Проверка вероятности действия альтернатив- ных причин того или иного события. 6. Децентрация. При социофобии пациенты чувствуют себя в центре все- общего внимания и страдают от этого. Здесь также необходима эмпириче- ская проверка этих автоматических мыслей. 7. Декатастрофикация. При тревожных расстройствах. Терапевт: «Да- вайте посмотрим, что было бы, если бы…», «Как долго вы будете испыты- вать подобные негативные ощущения?», «Что будет потом? Вы умрете? Мир разрушится? Это испортит вашу карьеру? Ваши близкие откажутся от вас?» и т. п. Пациент понимает, что всё имеет временные рамки, и автоматическая мысль «этот ужас никогда не кончится» исчезает. 8. Целенаправленное повторение. Проигрывание желаемого поведения, многократное опробование различных позитивных инструкций на практи- ке, что ведет к усилению самоэффективности. Иногда пациент вполне согла- сен с правильными аргументами во время психотерапии, но быстро забы- вает их после сеанса и вновь возвращается к предыдущим «неправильным»

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy