000368
49 16.Психические заболевания. В особо тяжёлых случаях иррациональное и нелогичное поведение может быть признаком серьёзного невыявленно- го психического заболевания (например, обсессивно-компульсивного рас- стройства или шизофрении), тогда одной психотерапии может быть недо- статочно, и требуется вмешательство психиатра. Вопросы для самоконтроля 1. Мышление как предмет психологического исследования. Сравните возможности методов интроспекции, метода рассуждения вслух и объектив- ных методов для исследования мышления. 2. Выделение видов мышления по различным основаниям. 3. Отличие мышления от предшествующих форм познания действительности. 4. Вклад различных теорий мышления в современное понимание мышления (О.Зельц, Н.Ах, Ж.Пиаже, Л.С.Выготский, М.Вертгеймер, В.Келер, К.Дункер и др.). 5. Исследования процесса мышления и закономерностей анализа, синтеза и обобщения в школе С.Л.Рубинштейна (А.В.Брушлинский, А.М.Матюшкин и др.). 6. Какие компоненты мышления могут быть формализованы, а какие – нет? 7. Исследования творческого мышления (Я.А.Пономарев). 8. Способы активизации и развития творческого мышления. 9. Индивидуальные особенности и типы мышления. 10.Особенности детского мышления (Ж.Пиаже), примеры эгоцентризма детского мышления. 11.Культурно-исторический подход к развитию мышления человека. 12. Развитие понятийного мышления в онтогенезе. Исследования форми- рования искусственных понятий (Л.С.Выготский). 13.Методы исследования мышления. Способы развития мышления в про- цессе обучения (П.Я.Гальперин, В.В.Давыдов и др.). Заключение Предметом психологии мышление стало относительно недавно, то есть в период, когда психология уже начала формироваться как самостоятель- ная область знания и первые систематические представления о психологии мышления, о психологических вопросах мышления, составляли содержание так называемой «ассоциативной психологии» прошлого столетия. Она сто- яла на общеизвестных, очень простых позициях, которые сводились к тому, что главные законы, управляющие движением представлений, понятий в го- лове человека, — это законы связей, то есть законы ассоциаций. При этом описывались различные виды ассоциаций: ассоциации по одновременности, по сходству, по контрасту. И проводились некоторые специальные эмпири- ческие наблюдения, которые позволяли вводить такие понятия, как понятие
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy