000368

4 Этот многоступенчатый переход – от единичного к общему и от обще- го опять к единичному – осуществляется благодаря особому психическому процессу – мышлению. Мышление – высшая форма познавательной деятельности человека, отображение существенных связей между предметами и явлениями окру- жающего мира. Мыслительное отображение специфично в силу его обоб- щенности и опосредованности, что позволяет мышлению выйти за рамки непосредственно данного. В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения. В восприятиях и представлениях внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств: в красках, формах, движении предметов и т.д. Когда же человек мыслит о каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаимные связи и от- ношения. Сущность любого объективного явления может быть познана лишь тог- да, когда это явление будет рассматриваться в органической связи с другими. В процессе восприятия пациента врач, отражая в своем сознании внешность, органолептические свойства, темп и динамику речи и мышления, особен- ности моторики, а также – особенности темперамента, характера и личности именно данного, отдельного, конкретного больного, может воспринимать его изолированно от других внешних явлений, любоваться его гармоничностью, нестандартностью, интеллектом. Иначе протекает процесс мышления. Стре- мясь понять основные законы существования данного биопсихосоциально- го системно организованного индивидуального человека, проникнуть в его сущность, врач обязательно должен отразить в своем уме также и отношения этого предмета с другими предметами, явлениями и людьми (субъектами). Нельзя понять и познать сущность здорового или болезненного состояния пациента, если не выяснить, какое значение для него имеют: 1. Физические факторы существования − питание, состав воды и воздуха, внешние излучения, освещенность. 2. Индивидуальные особенности: − образ жизни и поведения; − субъективные особенности мышления (картины «Я» и «Мира», «здо- ровья» и «болезни»); − стили эмоционального реагирования и личностные оценки (праксиче- ская, интеллектуальная, морально-нравственная и эстетическая). 3. Социальное влияние: − культурно-историческое (семейное – мифы и стандарты поведения, роли и отношения в родительской семье при формировании личности);

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy