000368

5 − и насущное (отношения в сферах семейной, производственной, меж- личностного общения, уровни достижений–неудач). Только отражение этих связей и отношений позволяет врачу понять функцию влияния внешних и внутренних, объективных и субъективных факторов на этиологию и патогенез биопсихосоциального болезненного со- стояния пациента, ту роль, которую они играют в клинике и динамике бо- лезни; объективно оценить степень тяжести органических и функциональ- ных нарушений – и определить «терапевтические мишени» и пошаговый алгоритм лечебных воздействий и мероприятий. Сам пациент отражается в процессе мышления иначе, чем в восприятии: в мышлении мы не только выделяем отдельные части тела, нейроэндокрин- ной системы, индивидуально–типологические особенности (это возможно и в восприятии) больного, но стараемся понять, в каких соотношениях ( неза- висимых (закономерных, случайных, коморбидных) / зависимых (сцеплен- ных, доминантных, детерминантных)) эти части находятся друг с другом. Мышление позволяет проникнуть в сущность явлений только одним путем – через отражение тех связей и отношений, которые имеются у данного яв- ления с другими явлениями. Это отражение связей и отношений не может осуществиться, если мы не отрешимся от конкретных особенностей предмета и не станем мыслить о нем в самом общем виде. В процессе мышления конкретный образ единич- ного предмета, признака (форма ожирения, желтушность кожных покровов, натужный свистящий выдох данного больного) отходит на задний план. Мы мыслим теперь уже о морфофункциональном психосоциальном состоянии человека вообще, которое может быть и здоровым, и больным – во всей сте- реотипности и вариабельности, уникальности и многообразии. Теории мышления «Человек, не имеющий дальних замыслов, без сомнения, подвергнется близкой скорби». Конфуций Вопрос о том, что такое мышление и какую роль оно играет в познании и деятельности человека, интересовало человечество издавна. Так, ещё в ан- тичности возникло разграничение деятельности органов чувств и деятельно- сти мышления (Гераклит Ефесский – V век до н.э.; Парменид – V век до н.э.; Платон – IV век до н.э.). Ассоцианистская теория. Первые представления об универсальных за- кономерностях психической жизни связывались с образованием связей (ас- социаций). Так, в XVII веке считалось, что связь, цепочка представлений об- разует мнение, и развитие мышления воображалось как процесс накопления

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy