000368

6 ассоциаций. Психология мышления в то время ещё не выделялась в отдель- ный раздел, и на данном этапе развития науки мышление не рассматрива- лось как особая форма деятельности субъекта. А потому за основу любого умственного процесса принимали цепочку образов – представлений, кото- рые возникали самопроизвольно. Ассоцианистский подход к мышлению со- существовал с формально-логичным (Т. Циген, 1862 − 1950). Мышление часто сопоставлялось с логикой, выделялось понятийно-те- оретическое мышление, которое часто неправомерно называли логичным. К интеллектуальным способностям в то время относили "мировоззрение", логические рассуждения и рефлексию (самопознание). Подход к объяснению мышления как ассоциации представлений набирал силу в XVIII-XIX веках. Л. С. Выготский (20-30-е годы XX века), основатель культурно-исторического подхода, неоднозначно относился к этому направ- лению в психологии. Он отрицал ассоцианистские трактовки понятий – про- стых и сложных, но более простые формы обобщения связывал с ассоциация- ми. Этот подход в объяснении мышления развивалЮ. Ф. Самарин (1819–1876); роли ассоциаций в механизмах мышления подчёркивал А. Ф. Есаулов. Вюрцбургская школа. В отличие от ассоцианизма представители Вюрц- бурзкой школы (О. Кюльпе, Н. Ах, К. Марбах и др.) рассматривали мыш- ление как внутреннее действие (акт). Начался поиск объективных методов исследования. Например, Н. Ах (1871−1946) разработал первую эксперимен- тальную методику создания искусственных понятий. Механизмом развития мысли считали процесс выявления отношений между мнениями. Задачи рассматривались как детерминанта мышления – работы психического "Я". В контексте мышления как процесса решения задач различали мышление и умственную деятельность, понятие установки было использовано для объ- яснения состояния принятия задачи. Это состояние сознания является диф- фузным, но влияет на отбор и динамику содержания мышления. Вюрцбургская школа выделила мышление в самостоятельнуюдеятельность, но оторвала его от практической деятельности, языка и чувственных образов. Мышление рассматривалось сторонниками Вюрцбургской школы как функционирование интеллектуальных операций. О. Зельц (1881−1943) раз- вил эти идеи, понимая мышление как процесс выполнения интеллектуаль- ных операций, определяемых структурой общей задачи и антиципацией (предвидением) результатов этих операций. Последователем О. Зельца был голландский психолог А. де Гроот (1914−2006). Он поставил себе целью описать мыслительный процесс, ле- жащий в основе игры в шахматы, выделил в нем четыре последовательных стадий: ориентирование; обследование (шахматист делает предварительную прикидку); исследование; доведение.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy