000368
В современной психологии это направление развивали русские ученые С. Л. Рубинштейн, А. В. Брушлинский, Л. В. Гурова, украинские психологи А. В. Скрипченко, Т. В. Косма, Т. К. Чмут, О. Г. Балл и др. Особенно плодот- ворными были поиски А. В. Скрипченко (1921) и его учеников. Они изучали возрастную динамику мышления в системе других познавательных процес- сов, операции в их взаимосвязи, от простых, которые не подлежат делению, до сложных. Гештальт психология. Представители этого направления (М. Верт- геймер, В. Келлер, К. Коффка, К. Дункер) предложили новый подход к ис- следованию структуры и динамики процесса мышления, рассматривая его как акт переструктурирования ситуаций. Первичным содержанием любого психического процесса они считали целостные образования–конфигурации, формы, или "гештальт". Мышление рассматривалось как внезапное, не под- готовленное аналитической деятельностью, направленной на выделение су- щественных признаков проблемной ситуации. Как отмечали М. Вертгеймер (1880−1943), К. Дункер (1903−1940), реше- ние задачи заключается в том, что отдельные элементы проблемной ситуа- ции начинают восприниматься в новом гештальт, в новых отношениях; т.е. проблемная ситуация переструктурируется, ее элементы выявляют новые признаки и отношения. Сам процесс решения задачи направлен на откры- тие нового свойства объекта, существующего в определённой системе отно- шений с другими элементами задачи. Решение задачи наступает как новый гештальт, как целостное образование, которое представляет собой опреде- лённый шаг в этом процессе. Бихевиоризм. Его основатель Дж. Уотсон (1878−1958) расширенно трак- товал мышление, сопоставлял его с внутренним вещанием или со средства- ми невербальной коммуникации. Дж. Уотсон отличал три формы мышления: 1. Простое развертывание языковых навыков; 2. Решение задач не новых, но таких, которые редко встречаются; 3. Решения сложных задач, требующих словесного выражения соображе- ния перед выполнением определенных действий. Бихевиоризм как психологическое течение имеет несколько направлений. Согласно одной из них (Дж. Уотсон) основной единицей анализа поведения является связь стимула с реакцией ( S-R ). Представители второго направления рассматривают поведение как целенаправленный процесс, включающий в себя ориентировочную познавательную активность как опосредованное звено. В рамках первого направления (С. Газри, К. Халл (1884-1952), Б. Скиннер (1904-1990)) проблематика мышления не получила своего развития. Второе направление (Э. Толмен (1886−1959)) является продуктом взаимодействия бихевиоризма с гештальтпсихологией и представляет собой когнитивную
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy