000370

9 Попытка картезианцев заложить метафизическую основу для по- нятий бога и человеческого сознания привела к пониманию дуализма между богом-творцом и механистическим миром: − физическая субстанция (res extensa) является развернутой, − она имеет длину, ширину, глубину и поддается измерению, срав- нению и делению, − думающая субстанция (res cogitans) – мысли, желания, воля: свер- нутая и нераздельная, − «Я» - субстанция, которая порождает Бога и от нее начинается дедуктивное рассуждение, − каждая субстанция – материя и сознание – подчиняется собствен- ным законам, поэтому: • сознание (mind) полностью автономно, • отделено от физического мира. Предложение Декарта разделить существовавшую триаду природа- человек-бог на диады, подвластные разному методологическому из- учению природа-человек и человек-бог произвело революцию в науке и породило массу вопросов: Как предметы, существующие во времени и пространстве могут быть представлены человеческому сознанию, которое не облада- ет оными признаками? Без идеи Бога ответить на этот вопрос было сложно… Можно ли знать о физическом мире независимо от сознания? Пока невозможно… Несколько столетий спустя, в первой четверти XX века, ученые вновь вынуждены будут вернуться к этим вопросам: Резерфорд (1911) представляет модель атома как частицы, а Шре- дингер (1926) – как волновой процесс. Но субстрат, заключенный в очень малый объем не может быть волной, распространяющейся в большой области пространства! Бор (1927) вынужденно вводит принцип дополнительности для разреше- ния парадокса и признает вмешательство наблюдателя в наблюдаемое явление. Рассмотрим основные положения Декарта, после которых доверие интуиции стало одним из главных принципов рационализма: − главное средство познания – интеллектуальная интуиция, − интуиция отделена от чувственного опыта и является неотъемле- мым атрибутом «ясного и внимательного ума», − интуиция является отправным началом в цепочке понятий, дедук- тивно выводимых друг из друга.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy