000370
10 Бэкону принадлежит высказывание: «Мыслящий человек походит на паука, который плетет вокруг (вне) себя паутину», применимое к рационализму в целом. Современная западная философия от карте- зианства ведет отсчет своего становления. Это проявляется в анти- эмпирической позиции ее положения, что математические критерии ясности, различимости идей и отсутствия между ними противоречий свидетельствуют об их содержательности и истинности. Большинство философских течений допускает аксиому, которую доказать невоз- можно, что мир реален. Наука тоже использует постулат о реальности мира, но не может быть критериев доказательств, одновременно и объ- ективных, и свободных от человеческого сознания. Традиция рационализма после Декарта продолжают Спиноза и Лейбниц. Спиноза (1632 - 1667) строил метафизическую (спекулятивную) си- стему мира с позиций детерминизма происходящих в нем событий в противовес Декарту, главной целью которого был поиск определен- ности в построении научной картины мира. Большое значение Спиноза также придавал математическому методу; − геометрия Евклида рассматривалась как образец построения пол- ного философского знания на базе принципа дедукции, − монизм Спинозы (в отличие от дуализма Декарта) проявлялся в пред- ставлениях, что мир (universe) представляет субстанцию, единую и обла- дающую способностью к мышлению и продолжению (расширению), − рассматривал Мир как логическую систему, в которой все полно- стью определено действием причин и порождаемых им следствий. Труды Лейбница (1646-1716)в области науки посвящены логике и ее математическому обеспечению, квинтэссенция которых может быть представлена в его знаменитых Максимах: − отделяйте «истину рассудка» от «истины факта», − истинность рассуждения зависит от того, построено оно на основе логики, числа и геометрии. Эти условия обеспечивают связь идей, надежность вытекающих из них следствий и являются характерными чертами рационализма в целом. Объединение эмпиризма и рационализма в философской системе Канта Кульминация философской мысли эпохи Просвещения нашла свое выражение в трудах И. Канта, в единой системе которого: – представлены как сенсорные (эмпирические), так и априорные (мышление) элементы познания, – «Зашит» разрыв между экстремальным рационализмом Лейбница и экстремальным эмпиризмом Юма,
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy