000370

11 – показана необоснованность притязаний рационалистов прирав- нять мир к априорному знанию о нем независимо от чувственного опыта, – опровергнуты попытки эмпиризма свести познание к чувствен- ным данным. Главный вопрос, поставленный Кантом: «Как точно определить природу человеческих инструментов познания?». Производные клю- чевые вопросы формулируются им следующим образом: – Как возможно знание? – Какой должна быть структура человеческого познавательного процесса, чтобы быть твердо уверенными в этих знаниях? «Единственная задача философии – определить границы разума», утверждал философ, а «философия – наука предельных возможностей человеческого разума». Человеческий разум может открыть истину, а может породить ошибочное суждение. Он что-то может, а что-то не может – его возможности не безграничны. В связи с этим, главные цели, преследуемые философией, названы как: – конструктивная - наметить контуры системы всеобщего позна- ния, проистекающего из разума как такового («чистого разума»), – критическая - показать иллюзии разума, когда он игнорирует пределы своих возможностей). В утверждении Канта: «Философия должна определять источник, степень и обоснованность человеческого знания, применяя новый «трансцедентальный («критический») метод», - прослеживается по- пытка частично возвратить философии ранний Декартовский скеп- тицизм. Метод Канта состоял в том, чтобы подвергать критическому рассмотрения априорные рассуждения разума и исследовать его воз- можности, когда нельзя проверить, опираясь на опыт, исходя из по- сыла, что не человеческое знание должно соответствовать объектам знания, а наоборот, объекты должны соответствовать человеческим инструментам познания. Три части критического метода Канта, совершившего «коперников- скую революцию» в философии: – аналитическая - анализ правильного функционирования разума, – диалектическая - обнаружение ошибок, демонстрация трудно- стей и ловушек беззаботного разума, – методологическая - разработка правил рассуждения для практики. Кант полагал, что: – сенсорный опыт – смесь сенсорного содержания извне и простран- ственно-временной формы, которое привносит сознание,

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy