000370

16 Таким образом, чувствительность, вероятно, появилась на базе раз- дражимости. Но в то же время это был качественно новый тип отра- жения: появилась способность организма отражать объективные связи между свойствами среды. Теперь обратимся к большому и очень сложному вопросу о про- цессе развития психики. Очень подробно характеристика отдельных стадий развития психики рассмотрена в работе А. Н. Леонтьева "Про- блемы развития психики" (1972) и в книге Фабри "Основы зоопсихо- логии" (1967). А. Н. Леонтьев выделяет три стадии: 1. стадия элементарной сенсорной психики, 2. стадия перцептивной психики, 3. стадия интеллекта. Фабри сохраняет две первые стадии. Стадию интеллекта он включа- ет в стадию перцептивной психики по причине трудности разделения "интеллектуальных" и "неинтеллектуальных" форм поведения высших млекопитающих. Кроме того, Фабри вводит разделение каждой стадии на два уровня: высший и низший. Также периодизацию развития поведения и психики дают Вы- готский Л.С. и Лурия А.Р. в книге "Этюды по истории поведения" и Рубинштейн в учебнике по общей психологии. Мы же остановимся на периодизации, предложенной А. Н. Леон- тьевым, так как опираемся на его гипотезу как наиболее научную в настоящее время. Животные на стадии элементарной сенсорной психики способны отражать лишь отдельные свойства внешних воздействий. То есть, де- ятельность животных отвечает отдельному воздействию или совокуп- ности отдельных свойств. На этой стадии развития находятся многие животные: возможно, элементарной чувствительностью обладают не- которые высшие инфузории, кишечнополостные, черви и некоторые моллюски. Для простейших, обладающих лишь зачатками психики, характерны таксисы. Они движутся в сторону благоприятных усло- вий среды (это положительные таксисы) и в сторону от неблагопри- ятных условий (отрицательные таксисы). У них описаны различные виды таксисов. Примером отрицательного термотаксиса является уход из зоны повышенной температуры. Но уже у простейших обнаружены элементарные формы научения. Так, парамацеи, привыкшие плавать вдоль стенок квадратного сосуда, сохраняют некоторое время квадрат- ную форму траектории после их перемещения в круглый сосуд. Так- же существуют данные, говорящие о том, что простейшие способны к ассоциативному научению, то есть к выработке условных реакций.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy