000370

20 Теперь мы дадим краткое описание поведения животных, находя- щихся на данной стадии развития (по Леонтьеву А.Н.). У животных наблюдаются инстинктивные действия, то есть, генетически фиксиро- ванные, наследственные элементы поведения. Они воспроизводятся в каждой особи данного вида в относительно неизменной форме. Видо- типичность инстинктивных действий позволяет даже использовать их в качестве классификационных признаков при определении, к какому виду относится животное. Например, для голубей характерен особый способ питья. Все птицы пьют, запрокидывая голову, и только голуби втягивают воду клювом с опущенной головой. Основными механизма- ми, посредством которых осуществляются инстинкты, являются без- условные рефлексы. Согласно этологической теории, инстинкт обусловлен действием как внешних, так и внутренних факторов. К внешним факторам отно- сятся специальные раздражители, которые получили название "ключе- вых стимулов". К настоящему времени изучено большое количество ключевых стимулов у многих видов животных. В этой роли могут вы- ступать сигналы любой модальности: цвета, запахи, зрительные фор- мы, движения и другие сигналы. Вот несколько примеров: – в брачный период ярко окрашенное брюшко самца колюшки - ключевой стимул. Демонстрируя его, он отпугивает от гнезда сопер- ников-самцов и, напротив, привлекает самок, – для новорожденных цыплят мелкие объемные предметы или пят- на округлой формы - ключевые стимулы, которые вызывают реакцию клевания. К внутренним факторам относится эндогенная стимуляция центров инстинктивных действий, которая приводит к понижению порога их возбудимости. Так, когда животное голодное, оно реагирует острее на запахи и вид животных, на которых он обычно охотится. В то же время известно, что сытый лев подпускает антилоп и других животных до- статочно близко и не трогает их. Также у животных на этой стадии наблюдается и научение. Раньше формы поведения, основанные на инстинкте и на научении, противо- поставлялись. Согласно современным данным, многие инстинктивные действия должны пройти период становления и тренировки в ходе ин- дивидуального развития животного. Такая форма научения получила название облигаторного, то есть, обязательного. Так, хотя клеватель- ные движения цыпленка появляются сразу после вылупления, их точ- ность невелика. В течение первых дней она значительно повышается. Еще один пример облигаторного научения - пение некоторых птиц.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy