000370
21 Зяблик, снегирь и ряд других птиц не в состоянии воспроизвести песню своего вида, если они выросли в изоляции или в обществе других птиц. Итак, многие инстинктивные акты "достраиваются" в индивидуаль- ном опыте животного, и, можно сказать, что такая достройка тоже за- программирована. Она обеспечивает некоторое прилаживание инстин- ктивного действия к условиям среды. Гораздо большую пластичность поведения обеспечивает факульта- тивное научение. Этим термином обозначается процесс освоения но- вых, сугубо индивидуальных форм поведения. Если при облигаторном научении все особи вида совершенствуются в одних и тех же (видоти- пичных) действиях, то при факультативном научении они овладевают индивидуально-особенными формами поведения, приспосабливающи- ми их к конкретным условиям существования. Примерами могут слу- жить любые привычки домашних животных или цирковая дрессура. Ряд ярких примеров индивидуального научения диких животных приводит А.Н. Северцов: песцы, на которых охотились, протягивая на пути к приманке шнурок и привязывая его к нацеленному ружью, ста- ли прорывать к приманке ход в снегу. Описаны случаи передачи "изобретенного" каким-нибудь живот- ным способа поведения другим особям популяции, а затем и после- дующим поколениям. Это явление получило название поведенческой традиции. От видотипичного поведения действия "по традиции" отли- чаются тем, что присущи не всем особям вида, а только тем, которые живут на общей территории. Например, на одном из японских островов молодая обезьяна нашла способ "посолить" пищу - сладкий картофель, обмакн6ув ее в морскую воду. Это действие быстро распространилось среди всех обезьян острова, причем первыми его переняли молодые обезьяны, а последними - старые обезьяны и вожак. Действия, которым научаются животные, то есть, усваиваемые ими навыки, включают в свою структуру цепи и сочетания условных реф- лексов - классических и оперантных. Но было бы ошибкой представ- лять навык как простую цепь таких рефлексов. Как мы выяснили, в основе классических условных рефлексов лежит безусловный рефлекс, который вызывается безусловным раздражите- лем. Но параллельно безусловному раздражителю животному предъяв- ляется и условный раздражитель (в классических опытах И. П. Павлова - это вспышка лампочки при предъявлении пищи собаке). При помо- щи классического условного рефлекса можно "извлечь" из животно- го только то поведение, которое у него уже есть. Тогда возникает во- прос, как животное усваивает новые действия, например, как медведи
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy