000370

22 научаются ездить на велосипеде, ведь в репертуаре их безусловных рефлексов таких действий найти невозможно? Исследования амери- канского психолога Б.Ф. Скиннера показали, что в основе такого рода научения новым видам поведения лежит другой тип условных рефлек- сов, получивших название "инструментальных" или "оперантных", что в переводе означает деятельные, действенные, которым научаются с помощью действий. Приведем пример формирования оперантного условного рефлек- са. Голодную крысу помещают в клетку. В клетке имеется у стенки педаль. Если на нее нажать, то открывается окошечко, и в нем появ- ляются таблетки спрессованного мяса. Голодная крыса мечется по клетке. Случайно она нажимает на эту педаль. Появляются таблетки - подкрепление. Пока никакой связи не образуется. Крыса продолжает метаться. Во второй раз она случайно натолкнулась на педаль и опять получила пищу. Теперь, продолжая метаться, крыса довольно скоро возвращается к педали опять. После нескольких десятков подкрепле- ний крыса, как только проголодается, направляется к педали, нажима- ет на нее и получает пищу. Это схема образования оперантного рефлекса. Его особенность по сравнению с классическим - здесь закрепляются не только врожден- ные, а любые случайные действия животного, которые получили под- крепление. В классическом условном рефлексе животное как бы пас- сивно ждет, что с ним сделают, в оперантном рефлексе - животное само активно ищет правильное действие и когда его находит, то усваивает. Долгое время навык рассматривали как цепь условных рефлексов, в ко- торой один условный рефлекс цепляется за другой, завершение одного действия служит сигналом для начала другого. Однако исследования показали, что в формировании навыка участвуют еще такие акты, как латентное научение, усвоение пространственных отношений, предвос- хищение результата, контроль эффекта совершенных действий и отра- жение общей ситуации, в которой достигается этот эффект. Примером латентного научения могут служить опыты психолога Толмена: крыса должна в Т-образном лабиринте найти пищу. Опыт идет в двух вариантах. В первом - пищу сразу помещают в лабиринт. Крыса после нескольких повторений опыта "научается" сразу доби- раться до пищи кратчайшим путем. Это обычное обучение через под- крепление. Во втором варианте опыты построили иначе. Крысу снача- ла пустили бегать в пустом лабиринте. После этого в одной из камер поставили пищу и крысу снова запустили в лабиринт. Оказалось, что в этом случае она значительно быстрее усваивала правильную дорогу.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy