000370

23 Далее напившуюся и наевшуюся крысу запускают в тот же лабиринт. Теперь в нем заранее поставлены в одной камере (правой) пища, а в дру- гой - вода. Крыса, бегая по лабиринту, не обращает внимания на эти раз- дражители. Но если через некоторое время ту же крысу запустить в этот лабиринт в голодном состоянии, она в большинстве случаев сразу направ- ляется в правую камеру, если же крыса испытывает жажду - в левую. Итак, хотя подкрепления не было, нужная связь образовалась. Кры- са как бы "запомнила" на будущее - где пища, а где вода. Это и есть латентное научение. Также проводились опыты, где усваивались при обучении не двига- тельные навыки, а расположение путей и мест, где находится пища, так как в этих опытах выбор поворотов и путей в каждом варианте разные. Этот вид научения обозначают термином "пространственное научение". В навыке также имеет место ожидание или предвидение определен- ного результата совершаемых действий. Доказательством этого может служить следующий пример: на глазах у обезьяны под одну из двух чашек прятали банан. Однажды экспериментатор незаметно подменил банан листком салата. Обезьяна в этом случае яростно отшвырнула са- лат и начала обследовать место. Также в навык входит контроль достигнутого эффекта. Например, вспомним опыты Б.Ф. Скиннера, где крыса научалась нажимать на пе- даль и получать пищу. Теперь, для появления пищи нужно нажать три раза. Крыса нажимает на педаль, пищи нет. Она обнюхивает педаль и снова нажимает ее. Пищи нет. Крыса снова жмет на педаль. На этот раз пища появляется. Это новое рефлекторное поведение закрепляет- ся. Как мы видим, здесь поведение управляется не только самим раз- дражителем - педалью, но и результатом, так как не получив положи- тельного результата, животное повторяет еще раз свое действие. Развертывание, усвоение и реализация навыка направляются всем опытом животного и образом ситуации, в которой достигается постав- ленная цель. Например, когда И.П. Павлов проводил свои опыты над собаками, условным сигналом была лампочка. Но собака реагировала на все, что было связано с экспериментом (например, как только ее вводили в комнату, где проводился эксперимент, у нее уже начинала выделяться слюна). Кроме того, сама возможность образования соответствующего на- выка обуславливается врожденными диспозициями организма (это естественная предрасположенность животного к совершению соответ- ствующих движений при добыче пищи), этапом его развития (возраст- ной репертуар реакций) и состоянием в момент научения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy