000370
24 Таким образом, навык - это сложная динамическая программа по- ведения, формирующаяся у организма в ходе его взаимодействия с окружающим миром (по Л.Б. Ительсону). По существу, поведение животных представляет собой сложное переплетение видотипичных и приобретенных форм поведения. Проблематика развития неизбежно перемещается дальше - к перехо- ду от элементарных форм индивидуально-изменчивого поведения, со- вершающегося по методу проб и ошибок, к более высоким формам так называемого «интеллектуального» поведения. Эту новую, высшую сту- пень обычно называют стадией интеллекта (или «ручного мышления»). Конечно, интеллект животных - это совсем не то же самое, что разум человека; между ними существует огромное качественное различие. Интеллектуальное поведение присуще далеко не всем млекопитаю- щим животным. В частности, впервые Кёлер систематически изучал его в экспери- ментах с человекоподобными обезьянами. Эти эксперименты были построены по следующей схеме. Обезьяна помещалась в клетку. Вне клетки, на таком расстоянии от неё, что рука обезьяны не могла дотя- нуться, помещалась приманка (банан, апельсин и др.). Внутри клетки лежала палка. Обезьяна, привлекаемая приманкой, могла приблизить её к себе только при одном условии: если она воспользуется палкой. Оказывается, что обезьяна, прежде всего, начинает с попыток схватить приманку непосредственно рукой. Эти попытки не приводят к успе- ху. Действия обезьяны на некоторое время как бы угасают. Животное отвлекается от приманки, прекращает свои попытки. Затем животное вновь проявляет свою активность, но теперь она идет уже по другому пути. Не пытаясь непосредственно схватить плод рукой, обезьяна бе- рет палку, протягивает её по направлению к плоду, касается его, тянет палку назад, снова протягивает её и снова тянет назад, в результате чего плод приближается, и обезьяна его схватывает - задача решена. В ходе изучения Кёлером были выявлены характерные особенности интеллектуального поведения животных, подробно описанных в моно- графии Л.С. Выготского и А.Р. Лурия «Этюды по истории поведения. А.Н. Леонтьев в работе «Очерк развития психики» подвергает взгляды Кёлера некоторой критике, считая, что характерным исходным фак- том интеллектуального поведения будет являться способность решать двухфазные задачи. В двухфазных задачах особенно ясно обнаружи- вается двухфазность интеллектуального поведения животного. Напри- мер, нужно раньше достать палку, потом достать плод. Каково же со- держание обеих этих фаз поведения обезьяны?
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy