000370
25 Первая, подготовительная фаза, связана с объективным отношени- ем между вещами, например, палки к плоду. Реакция на это отношение и есть не что иное, как подготовление дальнейшей, второй фазы пове- дения - фазы осуществления. Данная фаза направлена уже на предмет, непосредственно побуждающий животное, и строится в зависимости от определенных объективно-предметных условий. Она включает, следовательно, в себя ту или иную операцию, которая становится до- статочно прочным навыком. Существенным признаком двухфазного поведения является то, что новые условия у животного вызывают уже пробы различных прежде выработавшихся способов, операций. Следует отметить наиболее важную черту интеллектуального по- ведения - это наличие фазы подготовления, иначе говоря, целесообраз- ность, «разумность» интеллектуального поведения. Следующий признак - это внезапность решения экспериментальной задачи, которую нужно понимать, по мнению А.Н.Леонтьева, как ре- зультат способности этих животных к широкому переносу операций. Впервые К.Бюлер обратил внимание на то, что имеется нечто общее между приближением плода к себе с помощью палки и привлечением к себе плода, растущего на дереве, с помощью ветки. С этой точки зрения интеллектуальное «решение» представляет собой не что иное, как применение в новых условиях филогенетически выработанного способа действия. Но животные на этой стадии развития могут решать задачи многими способами. Это доказывает, что у них операция пере- стает быть неподвижно связанной с деятельностью, отвечающей опре- деленной задаче и для переноса не требует, чтобы новая задача была непосредственно сходной с прежней. Рассмотрим интеллектуальное поведение со стороны отражения животными окружающей их действительности. При переходе к интел- лектуальному поведению форма психического отражения животными в действительности изменяется лишь в том, что возникает отражение не только отдельных вещей, но и их отношений (ситуаций). Соот- ветственно с этим меняется и характер переноса, а, следовательно, и характер обобщений животных. Теперь перенос операции является переносом не только по принципу сходства вещей, с которыми была связана данная операция, но и по принципу сходства отношений, свя- зей вещей, которым она отвечает (например, ветка-плод). Рассматривая развитие психики животных, мы подчеркивали, пре- жде всего, те различия, которые существуют между её формами. Но не- обходимо выделить то общее, что характеризует эти различные формы и что делает поведение животных и их психику качественно отличны- ми от человеческой деятельности и от человеческого сознания.
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy