000370

26 Первое отличие всякого поведения животных от деятельности че- ловека состоит в том, что она является инстинктивно-биологической. Иначе говоря, поведение животных может осуществляться только по отношению к предмету жизненной, биологической потребности или по отношению к воздействующим свойствам, вещам и их соотноше- ниям (ситуациям), которые для животного приобретают смысл того, с чем связано удовлетворение определенной биологической потребно- сти – и роль ощущений является фундаментальной, базовой. Если в сознании человека фигура треугольника выступает безот- носительно к наличному отношению к ней и характеризуется, прежде всего, объективно – количеством углов и т.д, то для животного, спо- собного различать формы, эта фигура выделяется лишь в меру био- логического смысла. Кроме того, А.Н.Леонтьев выделяет еще одну существенную черту психики животных, качественно отличающую ее от человеческого со- знания. Эта черта состоит в том, что отношения животных к себе подоб- ным принципиально таковы же, как и их отношения к другим внешним объектам, т.е. тоже принадлежат исключительно к кругу их инстинктив- ных биологических отношений. Это стоит в связи с тем фактом, что у животных не существует общества, а значит и совместной деятельности. Специальные наблюдения над муравьями, перетаскивающими вместе относительно крупный предмет- веточку или насекомое - показывают, что общий конечный путь, который проделывает их ноша, представляет собой результат механического сложения усилий отдельных муравьев, из которых каждый действует так, как если бы он нес данный предмет самостоятельно. Ю.Б.Гиппенрейтер объединяет оба эти отличия, объяс- няя всю активность животных биологическими мотивами. Кроме того, она выделяет еще три особенности поведения животных: – все поведение животных ограничено рамками наглядных конкрет- ных ситуаций. Они не способны планировать своих действий, руко- водствоваться «идеально» представляемой целью. Это проявляется, например, в отсутствии у них изготовления орудий впрок, – основу поведения животных во всех сферах жизни, включая язык и общение, составляют наследственные видовые программы. Науче- ние у них ограничивается приобретением индивидуального опыта, благодаря которому видовые программы приспосабливаются к кон- кретным условиям существования индивида. У животных отсутствуют закрепление, накопление и передача опы- та поколений в материальной форме - в форме предметов материаль- ной культуры.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy