000370

27 Совсем иную форму психики, характеризующуюся совершенно другими чертами, представляет собой психика человека - человече- ское сознание. Человеческое сознание – это высший уровень психики человека, который составляет особый вид психических функций, названных «высшие психические функции», которые полностью отсутствуют у животных. Это произвольное внимание, произвольная память, логиче- ское мышление и др. Очевидно, что в сознании человека появляются те новообразования, которые принципиальным образом отличают его от психики живот- ных. По А.Н. Леонтьеву в структуру сознания помимо познавательных процессов входят следующие новообразования: – преобразование мира, – обусловленность развития историческими законами, – отражение в речи (в символах), – появление самосознания как субъекта деятельности, – переживание отношений (к себе, людям, миру), –появление целенаправленной и планирующей деятельности (целе- полагание), – предвидение (прогноз) будущего. Главное отличие состоит в том, что с переходом к человеку меня- ются и сами законы, управляющие развитием психики. Если на всем протяжении животного мира законами развития психики являлись за- коны биологической эволюции, то с переходом к человеку развитие начинает подчиняться законам общественно-исторического развития. Представители естественно-научного направления считают, что ведущими факторами возникновения сознания были труд и язык: «Сначала труд, а вместе с ним и членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны превратился в человеческий мозг…», «…язык есть практическое, су- ществующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание…». Эти общие по- ложения получили в работах российских психологов Л.С.Выготского, С.Л.Рубинштейна, А.Н.Леонтьева конкретно-психологическую раз- работку. А.Н.Леонтьеву принадлежит убедительная гипотеза о проис- хождении сознания. Согласно его определению, сознательное отражение - это отраже- ние предметной действительности в ее отделенности от наличных от- ношений к ней субъекта, то-есть отражение, выделяющее ее объектив- ные устойчивые свойства.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy