000370

28 В этом определении подчеркивается биологическая беспристраст- ность сознательного отражения. Как это стало возможным? В соответ- ствии с общим положением, согласно которому всякое изменение пси- хического отражения происходит вслед за изменением практической деятельности, толчком к возникновению сознания послужило появле- ние новой формы деятельности – коллективного труда. «Сначала сообщество пралюдей представляет собой орду, похожую на стадо обезьян. Все движутся вместе, вместе ищут съедобные расте- ния, вместе бросаются на добычу. Хотя все делают все вместе, результа- ты не у всех одинаковы. Особи различны. Одни сильнее, другие слабее. Одни более быстры и ловки, другие менее. Одни старше и опытнее, дру- гие моложе и меньше умеют. Наконец, есть половые различия. У самок на руках младенцы, у самцов руки свободны и т.д. Когда орда догоняет оленя, то все бегут за ним и кричат. Но более быстрые и ловкие успева- ют его обойти, ударить камнем, убить. А менее быстрые могут только гнать и кричать, тем не менее, те и другие получают кусок от добычи. А самки получают ее для себя и детенышей, даже если отстали и не уча- ствовали в травле. Действие, приводящее к удовлетворению потребно- сти, закрепляются как значимое. Поэтому у одних участников орды как средство добыть пищу закрепилось действие бросания камней в оленя. У других - преследование. Например, для того, чтобы человек принял на себя функцию загонщика нужно, чтобы его действия находились в соотношении, связывающем их результат с конечным результатом кол- лективной деятельности; нужно, чтобы это соотношение было субъек- тивно отражено им, чтобы он стало «существующим для него»; Нужно, другими словами, чтобы смысл его действий открылся ему, был осознан им. Сознание смысла действия и совершается в форме отражения его предмета как сознательной цели. Смысл действия – сознательная цель». Тогда связь предмета действия (его цели) и того, что побуждает деятельность (ее мотива), впервые открывается субъекту. Она откры- вается ему в непосредственно чувственной своей форме – в форме деятельности человеческого трудового коллектива. Эта деятельность и отражается теперь в голове человека уже не в своей субъективной слитности с предметом, но как объективно-практическое отношение к нему субъекта, деятельность людей отделяется теперь для их сознания от предметов, она начинает сознаваться ими именно как их отношение. Трудовая деятельность носит двойственный характер, выражаю- щийся в неразрывно связанных между собой системах отношений: от- ношение субъекта к предметам труда и отношение субъекта к другим людям в обществе.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy