000370

29 А.Н. Леонтьев указывает, что только через отношение к другим лю- дям человек относится и к самой природе. Труд - это процесс воз- действия на природу, связывающий между собой его участников, опосредствующий их общение. Воздействие на природу происходит посредством употребления и изготовления орудий. Употребление че- ловеком орудий также имеет естественную историю своего подготов- ления. Уже у некоторых животных существуют зачатки орудийной деятельности в форме употребления внешних средств, с помощью ко- торых они осуществляют отдельные операции (например, употребле- ние палки у обезьян). Эти внешние средства – орудия животных – од- нако, отличны от истинных орудий человека – орудий труда. Животные прибегают к использованию орудий только побуждае- мые биологическими мотивами и только в конкретной ситуации. Они не вступают в отношения между собой по поводу применения и из- готовления орудия. У людей же изготовление и употребление орудий возможно только в связи с сознанием цели трудового действия. И в форме орудия происходит материализация опыта трудовых отноше- ний. У животных «орудие» не создает никаких новых операций, оно подчиняется их естественным движениям, в систему которых оно включено. Поэтому если применительно к обезьяне можно сказать что естественное развитие её руки определило употребление «палки» в ка- честве орудия, то в отношении человека – его орудийная деятельность создала специфические особенности его руки. В свою очередь разви- тие руки как органа труда способствовало развитию мозга как органа сознания. Совершенствовались под влиянием труда также и органы чувств и внешней деятельности человека. Они приобрели качественно новые особенности: – уточнилось чувство осязания, – очеловечившийся глаз стал замечать в вещах больше, чем глаза самой дальнозоркой птицы, – развился слух, способный воспринимать тончайшие различия и сходства человеческой членораздельной речи. В результате жесткой необходимости общения людей друг с другом возникла человеческая речь. Первоначально это были жесты – симво- лические движения, отделенные от своего результата, т.е. не прило- женные к тому предмету, на который они направлены. Затем жесты начали сопровождаться определенными звуками и т.д. Язык человека качественно отличается от «языка» животных семан- тической функцией и постоянным развитием. То или иное содержание,

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy