000370

30 означаемое в речи, фиксируется, закрепляется в языке. Но для того, чтобы данное явление могло быть означено и могло получить свое от- ражение в языке, оно должно быть выделено, осознано, а это первона- чально происходит в практической деятельности людей. Язык высту- пает не только как средство общения людей, он выступает и как форма человеческого сознания. Важно вникнуть в этимологию слова «сознание».Ю.Б.Гиппенрейтер считает, что «со-знание» – это совместное знание. Каждый человек в ходе индивидуального развития через овладение языком приобщается к «совместному знанию» и только благодаря этому формируется его индивидуальное сознание. А.Спиркин пишет о том, что понятие «зна- ния самой практикой общения людей включено в термин «сознание». Но, составляя сердцевину сознания, знание не исчерпывает его сущно- сти и жизненного значения. Знание – это лишь одна и притом резуль- тативная сторона сознания. Сущность сознания: – высшая, свойственная только человеку функция головного мозга, – целенаправленном отражении действительности, – процесс, имеющий своим основанием возникновение и развитие форм человеческого труда и вытекающих из него форм взаимоотно- шения людей. Таким образом, появление чувствительности и ощущений в живот- ном мире означало возникновение психического отражения окружаю- щей среды, что обеспечивает живым организмам более эффективное приспособление. А.Н. Леонтьев выделяет несколько стадий развития психики: – стадия элементарной сенсорной психики, – стадия перцептивной психики, – стадия интеллекта (ручного мышления). Для животных, находящихся на первой стадии, характерны отраже- ние отдельных свойств внешних воздействий. На стадии перцептивной психики животные уже отражают внешнюю действительность в форме целостных образов вещей, а не отдельных ощущений, как на предыду- щей стадии. Интеллектуальное поведение, которое свойственно выс- шим млекопитающим, характеризуется тем, что возникает отражение отношений (ситуаций) вещей. Вершиной развития психики явилось человеческое сознание. Благодаря обобщающей и абстрагирующей функции язык обеспечил человеку возможность выйти за пределы ис- ходного чувственного содержания сознания, свойственного человеку на ранней стадии развития в сферу отвлеченного мышления общими понятиями, а впоследствии создать науку, литературу, искусство.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy