000370

35 Что касается развития речевого слуха, то ребенок, прежде всего, на- чинает реагировать на интонацию речи. Это наблюдается на втором месяце жизни, когда ласковый тон действует на ребенка успокаиваю- ще. Затем ребенок начинает воспринимать ритмическую сторону речи и общий звуковой рисунок слов. Однако различение звуков речи на- ступает к концу первого года жизни. С этого момента и начинается развитие собственного речевого слуха. Сначала у ребенка возникает способность различать гласные, а на последующей стадии он начинает различать согласные. Наиболее медленно у ребенка развивается зрение. Абсолютная чув- ствительность к свету у новорожденных низка, но заметно возрастает в первые дни жизни. С момента появления зрительных ощущений ре- бенок реагирует на свет различными двигательными реакциями. Раз- личение цветов растет медленно. Установлено, что ребенок начинает различать цвет на пятом месяце, после чего он начинает проявлять ин- терес ко всякого рода ярким предметам. Ребенок, начиная ощущать свет, в первое время не может «видеть» предметы. Это объясняется тем, что движения глаз ребенка не согла- сованы: один глаз может смотреть в сторону, другой в другую или во- обще может быть закрытым. Ребенок начинает управлять движением глаз лишь к концу второго месяца жизни. Предметы и лица он начи- нает различать лишь на третьем месяце. С этого момента начинается длительное развитие восприятия пространства, формы предмета, его величины и удаления. По отношению ко всем видам чувствительности следует заметить, что абсолютная чувствительность достигает высокого уровня развития уже в первый год жизни. Несколько медленнее развивается способ- ность различать ощущения. У ребенка дошкольного возраста эта спо- собность развита несравненно ниже, чем у взрослого человека. Бурное развитие этой способности отмечается в школьные годы. Следует также отметить, что уровень развития ощущений у различ- ных людей неодинаков. Это во многом объясняется генетическими осо- бенностями человека. Тем не менее, ощущения в известных пределах можно развивать. Развитие ощущений осуществляется методом посто- янных тренировок. Именно благодаря возможности развития ощуще- ний происходит, например, обучение детей музыке или рисованию. Свойства Ощущения – это форма отражения адекватных раздражителей. Так, адекватным возбудителем зрительного ощущения являются элек- тромагнитные волны в диапазоне 380-770 миллимикрон. Слуховые

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy