000370

55 в социальной сфере, сужает круг общения, ограничивает диапазон социальных связей. Возникает своеобразие субъективных отношений человека с недостатками слуховой функции к окружающему миру и к самому себе. Психологические особенности у глухих с рождения. У глухих де- тей по сравнению со сверстниками недостаточно развита речь, меньше объем знаний, ограничено общение и, как следствие, замедлено ста- новление личности. Это проявляется в относительной узости познавательных интере- сов, в недостаточной осведомленности о различных областях жизни общества. Более длительное время сохраняется неадекватность са- мооценки. Самооценки и оценки товарищей нередко бывают ситуа- тивными, часто зависят от мнения педагога, наблюдаются случаи не критичности самооценок, преобладает завышенная самооценка даже у старшеклассников. С возрастом устойчивость оценок и критичность неслышащих де- тей повышаются. Глухие дети сравнительно поздно узнают о своем дефекте. Известно, что маленькие глухие дети не догадываются о роли слухового анализа- тора в общении с окружающими. Лишь постепенно они осознают зна- чение слуха для познания окружающей действительности, для общения. Психологические особенности у людей с приобретенной глухотой. Ранняя потеря слуха оказывает влияние на психическое, а отчасти и на фи- зическое развитие ребенка. Она лишает неслышащих детей возможности воспринимать звуковые сигналы внешнего мира, что затрудняет их ори- ентировку в окружающей обстановке. Недостаток слуховых впечатлений обедняет внутренний мир неслышащего. Наибольший ущерб развитию неслышащим и слабослышащим детям приносит создаваемое глухотой препятствие развитию речи как средства общения и обучения, средства познания окружающего мира, орудия мышления. С помощью слуха вос- приятие мира становится ярче и богаче, поэтому снижение или лишение слуха в детстве существенным образом сказывается на познавательной и мыслительной способности ребёнка, формировании его интеллекта. Особая роль слухового анализатора у человека связана с членораз- дельной речью, поскольку слуховое восприятие является её основой. Любые нарушения слуха в период становления речи ведут к задержке в развитии или к глухонемоте, хотя весь артикуляционный аппарат у ребёнка остаётся не нарушенным. У взрослых людей, владеющих ре- чью, нарушение слуховой функции не ведет к расстройству речи, хотя резко затрудняет возможность общения между людьми в их трудовой и общественной деятельности.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy