000370

6 Главный вопрос, вытекающий из дискуссии того времени, форму- лируется так: «Насколько можно доверять абстрактному мышлению и его аргументам?». Эмпиризм Представителями эмпиризма являются: Бэкон, Локк, Беркли, Юм. Эмпиризм – философия человеческого разума, полностью основан- ного на опыте, по замыслу Бэкона. Основные положения его теории выглядят следующим образом: 1. Опыт состоит из отдельных элементов, 2. Вводится новая техника рассуждения, разработавшая новый ме- тод, порядок и процесс «продвинутого опыта» в виде представления в трех «таблиц открытий»: – присутствия (например, тепло и трение), – отсутствия (тепло без трения), – сравнения (их количественные соразмерности). 3. Вводится понятие вероятности: конечная цель таблиц открытий – упорядочивание фактов таким образом, чтобы истинные причины фе- номенов (предмет физики) и «формы» вещей (исследования природы бытия) могли быть установлены индуктивно. Бекон не был «чистым» эмпириком, так как, утверждая первичность наблюдения и фактов, выводил из них широкие обобщения. Зарождение будущей философии медицины и эмпирической психо- логии базируется на основе идей Бекона: 1. Опыт (практика наблюдения) как магистральный путь познания, 2. Ориентация на различение (анализ) и выделение деталей, чем определение их сходства (синтез) в рамках целого, 3. Преимущественное применение индуктивных, чем дедуктивных, умозаключений. Зарождение классического британского эмпиризма происходит не- сколько позже. Его основы заложили Локк, Беркли и Юм. Локк (1632-1704) обосновал разновидность сенсорного атомизма, в которой, утверждал, что опыт мышления достоверен, как и чувствен- ный опыт, но: − познание всегда движется от органов чувств (чувственные впечат- ления – источник мыслей) к мышлению, − познание движется всегда от простого к сложному, все менталь- ные операции – концептуальные средства, образованные от комбина- ций и смешения простых сенсорных элементов, − сознание – источник открытий в мире, а не его создатель, − мышление уподобляется объектам, которые являлись источника- ми ощущений,

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy