000371
8 обозначаются. Но, выдвигая это само по себе, правильное положение Бине и Бюлер в соответствии с общими тенденциями своего учения о "чистой" мысли вовсе разрывают и внешне противопоставляют друг другу запоми- нание мыслей и запоминание слов. В этом наблюдается их сходство с ас- социативной теорией, которая также отрывала смысловое содержание от словесного текста. Преодоление механицизма мы впервые встречаем в психодинамической концепции З. Фрейда. Проблема памяти поставлена им с мотивационной сто- роны. В его концепции память выступает главным образом в своей непроиз- вольной форме. Ее избирательность определяется динамикой органических влечений. Проблема взаимоотношений эмоций и памяти Фрейдом решалась так: приятное запоминается, а неприятное вытесняется. Ошибка этой кон- цепции в том, что Фрейд предположил, что эмоции влияют на память в "чи- стом" виде, в форме действия какой-то психической силы и энергии. Память сознательно не управляется человеком. Побуждения, стремления, мотивы, нужды, аффекты, эмоции, детерминированные тенденции, психические установки и т. д. – все это участвует в организации образов памяти, следова- тельно, их влияние может облегчать или тормозить воспроизведение, транс- формировать, искажать, смешивать образы памяти. Пожалуй, именно с этого времени большинство психологов пришло к вы- воду, что память не может рассматриваться в отрыве от особенностей каж- дого человека, его интересов, задач, деятельности. Так, например, трактовка зависимости памяти от личности содержалась в персоналистической кон- цепции В. Штерна, считавшего память не отражением объективной реаль- ности, а ее искажением под влиянием индивидуальных стремлений личности (гордости, тщеславия, честолюбия). Субъективный характер памяти выражен особенно ярко у детей: ребенок не способен даже различать то, что было фак- тически, оттого, что придумано им самим. В значительной мере подчинение памяти субъективным переживаниям характерно и для взрослых. Не трудно заметить, что вся эта концепция носит явно выраженный идеалистический характер и решительно расходится с фактами. Необходимо отметить также и то, что под понятием личности , занимающим центральное место в персона- листической концепции Штерна, им понималось все, что представляет собой некоторое целое, даже предметы неживой природы, растения, животные. В 20-30-е годы М. Хольбвакс, П. Жане, Ф. Бартлетт обратились к про- блеме социальной обусловленности памяти . П. Жане рассматривал память как действие, определенным образом формирующееся в процессе социаль- ного, исторического развития, "изобретенное людьми в их прогрессе". В из- вестной книге "Эволюция памяти и понятие времени" (1928) Жане связывает
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy