000371
9 возникновение и развитие памяти с потребностями общения людей, с не- обходимостью сохранения, передачи информации друг другу, из поколения в поколение. Заслугой Жане является то, что он один из первых психологов пытался осуществить общественно-исторический подход к изучению памя- ти, однако социальная обусловленность памяти человека понималась Жане идеалистически. Только произвольная, сознательно управляемая человеком память признавалась им собственно памятью. Так же, как и Жане, Ф. Бартлетт подчеркивает социальный характер па- мяти человека, ее социальную обусловленность. Запоминание и припоми- нание определяются установками личности, ее интересами и другими осо- бенностями, а они в свою очередь зависят от особенностей той социальной группы, к которой принадлежит данная личность. Однако подлинная роль установок личности трактуется Бартлеттом неправильно: "Воспоминание не оказывается отражением объективной действительности, а лишь оправдани- ем субъективных сторон личности, к каким относятся установки". Социальная природа развития памяти в отечественной психологии из- учалась Л. С. Выготским . Он намечает подход к памяти как особой по своим функциям деятельности: "… память означает использование и участие про- шлого опыта в настоящем поведении, с этой точки зрения память и в момент закрепления реакции, и момент ее воспроизведения представляет собой дея- тельность в точном смысле этого слова". Выготский видел сущность памяти в активном запоминании с помощью знаков. В соответствии с общими по- ложениями культурно-исторической теории память, как в историческом, так и в онтогенетическом развитии делилась на два вида: низшая, натуральная, непосредственная непроизвольная память и высшая, историческая, опосре- дованная произвольная память. Процесс опосредования рождается сначала в форме внешнего действия с использованием внешних средств (по типу за- вязывания узелка), затем он становится процессом внутреннего опосредова- ния, совершаемого в уме, с помощью внутренней речи и мышления. Опы- ты, проведенные Л. С. Выготским и его последователями, показали, что в онтогенетическом развитии человека овладение такого рода запоминанием достигается не сразу, в силу чего имеется возможность наблюдать постепен- ный переход от первоначальной «натуральной» стадии памяти к овладению ее культурными формами. В концепции памяти и ее развитии, выдвинутой Л. С. Выготским, центральное внимание уделяется качественной характери- стике процессов памяти на разных ступенях ее развития, и тем самым вскры- ваются некоторые особенности их как особого вида деятельности человека. Дальнейшее свое развитие и конкретизацию эта теория получила в работах А. Н. Леонтьева. В итоге проведенного им экспериментального
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy