000371
10 исследования, (о методике и основных результатах которого будет указано в пункте "Развитие и формирование памяти"), ему удалось установить воз- растные изменения в соотношении непосредственного и опосредованного запоминания. Работа Леонтьева является первым в советской психологии теоретическим и экспериментальным исследованием памяти, в котором осу- ществлена попытка выйти за пределы внутреннего мира сознания в поисках того, что определяет и сущность памяти, и ее развитие. Дальнейшее развитие теоретической мысли привело к положению об определенной роли осмысленной деятельности в формировании психических процессов, выдвигается принцип изучения памяти путем раскрытия ее зави- симости от предметного содержания и структуры деятельности, от ее пред- мета (цели), мотивов, условий, в которых она осуществляется и в первую очередь от способов достижения цели. Эти положения раскрыли широкие возможности для плодотворных исследований процессов памяти некоторые итоги этих исследований (работы П. И. Зинченко, А. А. Смирнова) свиде- тельствуют о том, что психология памяти обогатилась не только большим количеством новых фактов, но и рядом важных положений, значительно продвинувших разработку психологических теорий памяти. Смирновым А. А. (1894-1980) в цикле исследований по психологии памя- ти экспериментально доказаны: 1. Связь непроизвольного запоминания со структурой деятельности субъек та ("Запоминается, прежде всего, то, что является целью или имеет непо- средственное отношение к ней"). 2. Эффективность запоминания увеличивается в случае, когда данная де- ятельность требует большей интеллектуальной активности. 3.Возрастные различия в непроизвольном запоминании. Зинченко П. И. (1903−1969) исследовалась проблема непроизвольного за- поминания. Экспериментально доказана зависимость непроизвольного за- поминания от характера и структуры деятельности ("Лучше запоминаются объекты, имеющие отношение к цели деятельности, чем объекты, пусть и находящиеся в поле зрения субъекта, но не включенные в деятельность"). Зейгарник Б. В. (1900−1988) описан "эффект незавершенного действия" ("Человек лучше запоминает действие, которое осталось незавершенным"). На Западе в последние 30 лет были развернуты интенсивные исследо- вания памяти в рамках когнитивной психологии . В течение длительного времени (50-70-е годы) исследования развивались в русле информативного и структурно-функционального подходов, основанных на идее сходства рабо- ты человеческой памяти и вычислительной машины. Возникло множество концепций и моделей памяти. Одной из наиболее известных является модель
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy