000371

11 Р. Аткинсона – трехкомпонентная модель памяти, в которой представлены три хранилища (блока) памяти: сенсорный регистр, кратковременное хра- нилище, долговременное хранилище с их специфической организацией, по- стоянно циркулирующими потоками информации между ними и системой управления. Ее ценность состоит в том, что наряду с процессами кодирова- ния и управления, протекающими под сознательным контролем личности, в ней представлены и постоянные структурные компоненты памяти. Память в исследованиях когнитивных психологов рассматривается как активный процесс: человек активно перерабатывает поступающую извне информа- цию, строя на ее основе внутренние модели, которые отражают в сознании реальную действительность. Ф. Крэйк и Р. Локхарт (1972) – авторы, предложившие теорию "уровней обработки". Главными предметами анализа становятся активные процессы переработки информации, т. е. сами ментальные операции. Сам процесс переработки информации рассматривается как система уровней с последу- ющим переходом от более простого уровня, связанного с переработкой сен- сорных признаков, к более сложным уровням, связанным с семантической обработкой. При этом след памяти зависит от глубины обработки информа- ции и широты ее разработки (богатства связей, устанавливаемых на одном и том же уровне обработки). Системный подход , получивший с 50-х годов широкое распространение во многих областях, в конце 70-х начинает реализовываться и в отечествен- ной психологии (Б. Ф. Ломов, Б. Г. Ананьев, В. П. Зинченко, К. К. Платонов). Реализация принципа системности при исследовании проблем памяти яви- лась естественным развитием многих современных подходов: информаци- онного, структурно-функционального, деятельностного (С. П. Бочарова, В. Я. Ляудис, Я. В. Большунов, Р. М. Грановская). С. П. Бочарова с позиции си- стемного подхода определяет память как базовую функциональную систему, выполняющую не только когнитивную (отражающую) функцию, связанную с преобразованием новой информации, но и продуктивную функцию, име- ющую отношение к организации всей деятельности человека. На необходи- мость учета продуктивных моментов в памяти человека указывают и другие исследования (В. Я. Ляудис, Я. В. Большунов, Р. М. Грановская). Память, по мнению Ляудис, обеспечивает "продуктивную реконструкцию формирую- щегося и актуального опыта в соответствии с целями и мыслями личности". Формирование индивидуальных схем регуляции актуализированного опыта и схем отношений – как говорил Большунов, – следует рассматривать не как обособленное образование, а как способ достижения новых целей в реализа- ции новых смыслов поведения.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy