000371

14 у планарий (Мак-Коннел раздражал электрическим током планарий непо- средственно после вспышки света. В ответ на раздражение тела планарий сокращались и у червей был выработан условный рефлекс (УР). Трениро- ванных планарий затем изрубили на кусочки и скормили нетренирован- ным червям, над которыми проделали такой же опыт. Выяснилось, что не- тренированные черви, съевшие тренированных, научились реагировать на вспышку лампочки быстрее, чем обычные черви. Они, так сказать, "съели" и их память), а так же опыта Р. Гея: из мозга крысы, у которой до этого был сформирован УР (из двух домиков вбегать в светлый домик), он вырабаты- вал вещество "скотофобин", введение которого другим крысам приводило к быстрому формированию у них нужной реакции (УР). Полученные фак- ты демонстрируют связь РНК с процессами памяти. Также к биохимическим теориям относится гипотеза параллельного ко- дирования – о возможном участии ДНК в механизмах памяти (выработка УР сопровождается новым синтезом ДНК). Сторонники биохимических теорий, стремясь выяснить механизмы, свя- занные сформированием следа, адресуются главным образом к процессам хранения следа на нейронном уровне. Согласно биохимическим теориям ос- новное значение в хранении мозгом информации принадлежит изменениям химического состава нуклеиновых кислот и белков соответствующих ней- ронов, главным образом молекул РНК и ДНК. Развитие памяти Вообще первоначальным проявлением памяти можно считать условные рефлексы, наблюдаемые уже в первые месяцы жизни ребенка, например, прекращение плача ребенка, когда в комнату входит мать. Более отчетливо проявления памяти обнаруживается тогда, когда ребенок начинает узнавать предметы. Впервые это наблюдается в конце первого полугодия жизни, и сначала узнавание ограничивается узким кругом объектов: ребенок узнает мать, других людей, которые его постоянно окружают, вещи, с которыми он часто имеет дело. Причем все это узнается, если не происходит длительного перерыва в восприятии предмета. Если промежуток времени между узнава- нием и восприятием предмета был достаточно большим, то ребенок может не узнавать предъявляемый ему предмет. Постепенно круг предметов, которые ребенок узнает, увеличивается. К концу второго года жизни ребенок может узнать то, что видел за несколько недель до этого. К концу третьего года – то, что воспринималось несколько месяцев назад, а к концу четвертого – то, что было примерно год назад. Прежде всего, у ребенка появляется узнавание, воспроизведение же об-

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy