000371
15 наруживается значительно позже. Первые признаки воспроизведения на- блюдаются только на втором году жизни. Именно этим объясняется то, что первые воспоминания о детстве относятся к периоду 4-5-летнего возраста. Первоначально память носит непроизвольный характер. В преддошколь- ном и дошкольном возрасте дети обычно не ставят перед собой задачу что- либо запомнить. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте про- исходит в играх и в процессе воспитания. Причем проявления запоминания связано с интересами ребенка. Дети лучше запоминают то, что у них вызы- вает интерес. Так же следует подчеркнуть, что в дошкольном возрасте дети начинают запоминать осмысленно, т. е. они понимают то, что запоминают. При этом дети преимущественно опираются на наглядно воспринимаемые связи предметов, явлений, а не на абстрактно-логические отношения между понятиями. Бурное развитие характеристик памяти происходит в школьные годы. Это связано с процессом обучения. Процесс усвоения новых знаний предо- пределяет развитие, прежде всего произвольной памяти. В отличие от до- школьника школьник вынужден запоминать и воспроизводить не то, что ему интересно, а то, что дает школьная программа. Под действием требований школы запоминание и воспроизведение приобретают все более произволь- ный характер и становятся гораздо более активными, поэтому обучение в школе с определенной точки зрения можно рассматривать как комплексную систему тренировки памяти молодого человека. В процессе обучения школь- ник учится ставить перед собой дифференцированные задачи по изучению учебного материала, т. е. определяет способ заучивания и воспроизведения информации в зависимости от уровня ее сложности и постепенно овладевает осмысленным запоминанием. Классификация памяти Существует несколько основных подходов в классификации памяти. В настоящее время в качестве наиболее общего основания для выделения раз- личных видов памяти принято рассматривать зависимость характеристик памяти от особенностей деятельности по запоминания и воспроизведению. При этом отдельные виды памяти вычленяются в соответствии с тремя ос- новными критериями: 1. По характеру психической активности, преобладающей в деятельности, па- мять делят на двигательную, эмоциональную, образную и словесно-логическую 2. По характеру целей деятельности – на непроизвольную и произвольную. 3. По продолжительности закрепления и сохранения материала (в связи с его ролью и местом в деятельности) – на кратковременную, долговременную и оперативную (рис.1).
RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy