000371

17 играет особо важную роль в жизненной ориентировке человека. (Если по- просить вас представить лимон, то многие из вас почувствуют во рту кис- лый вкус фрукта, некоторые представят ярко желтый шершавый лимон, т.е. из памяти всплывет зрительный или вкусовой образ). Своеобразным фено- меном образной памяти является эйдетическая память – способность чело- века к сохранению и воспроизведению чрезвычайного, живого и детального образа воспринятых ранее предметов и образов. 4. Словесно-логическая память – это память на смысл изложения, его логику, на соотношение между элементами получаемой в словарной форме информации. В словесно-логической памяти главную роль играет вторая сигнальная система. Этот вид памяти является специфически человеческим видом памяти, в отличие от двигательной, эмоциональной, образной, кото- рые в своих простейших формах свойственны и животным. На основании того, что в фило- и онтогенезе все эти виды памяти появ- ляются один вслед за другим в вышеуказанной последовательности, он рас- сматривал их как различные ступени развития памяти. В основе отождест- вления видов памяти с генетическими ее ступенями лежит ошибочная концепция развития психики. П. П. Блонский в своей генетической теории памяти предполагал, что на одной ступени память будто бы определяется эмоциями, на другой – только образами, на третьей – речью и мышлением, тем самым эмоции относятся к одной ступени развития, образы – к другой, к третьей – речь и мышление, оторванные от эмоций и чувственного со- держания образов. Ошибка этой концепции П. П. Блонского состоит в том, что не учитывается то, что возникновение новой ступени развития означает не просто надстройку ее над предшествующими ступенями, а перестройку последних. Существует также деление памяти на виды в зависимости от целей де- ятельности. Некоторые авторы выдвигают основанием этой классификации степень произвольности мнемического процесса: 1. Непроизвольная память – запоминание и воспроизведение, харак- теризующиеся отсутствием цели специально что-то запомнить или при- помнить. Например, если вас попросить вспомнить, какие цифры на ци- ферблате ваших часов (римские или арабские), или какими обоями оклеена ваша комната, вы без труда можете дать ответ на эти вопросы, хотя перед вами никогда не ставилась цель специально это запомнить. В этом случае говорят о непроизвольном запоминании. Примером непроизвольного вос- произведения являются случаи, когда что-то само неожиданно всплывает из памяти. 2. Произвольная память характеризуется намерением запомнить, со- хранить, а затем воспроизвести запоминаемый материал. Эта память дает возможность преднамеренно заучить или припомнить то, что необходимо.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy