000371

21 В отличие от непроизвольного запоминания произвольное (или предна- меренное) запоминание характеризуется тем, что человек ставит перед со- бой определенную цель – запомнить некую информацию – и использует спе- циальные приемы запоминания. Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчиненную задаче запомнить. Кроме того, произвольное запоминание включает в себя разно- образные действия, выполняемые для того, чтобы лучше достичь постав- ленной цели. К таким действиям, или способам запоминания материала, от- носится заучивание, суть которого заключается в многократном повторении учебного материала до полного и безошибочного его запоминания. Напри- мер, заучиваются стихи, определения, законы, формулы, исторические даты и т. д. Следует отметить, что при прочих равных условиях произвольное за- поминание заметно продуктивнее непреднамеренного запоминания. Главная особенность преднамеренного запоминания – это проявление волевых усилий в виде постановки задачи на запоминание. Многократное повторение позволяет надежно и прочно запомнить материал, во много раз превышающий объем индивидуальной кратковременной памяти. Многое из того, что воспринимается в жизни большое число раз, не запоминается нами, если не стоит задача запомнить. Но если поставить перед собой эту задачу и выполнить все необходимые для ее реализации действия, запоминание про- текает с относительно большим успехом и оказывается достаточно прочным. Следует отметить, что большое значение при заучивании имеет не только постановка общей задачи (запомнить то, что воспринимается), но и поста- новка частных, специальных задач. В одних случаях, например, ставится за- дача запомнить только суть воспринимаемого нами материала, только глав- ные мысли и наиболее существенные факты, в других – запомнить дословно, в-третьих – точно запомнить последовательность фактов и т. д. Запоминается, как и осознается, прежде всего, то, что составляет цель на- шего действия. Однако то, что не относится к цели действия, запоминается хуже, чем при произвольном запоминании, направленном именно на данный материал. При этом все же необходимо учитывать, что подавляющее боль- шинство наших систематических знаний возникает в результате специаль- ной деятельности, цель которой – запомнить соответствующий материал, с тем чтобы сохранить его в памяти. Такая деятельность, направленная на запоминание и воспроизведение удержанного материала, называется мнеми- ческой деятельностью. Мнемическая деятельность представляет собой специфически человече- ский феномен, ибо только у человека запоминание становится специальной задачей, а заучивание материала, сохранение его в памяти и припоминание – специальной формой сознательной деятельности. При этом человек должен

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy