000371

22 четко отделить тот материал, который ему было предложено запомнить, от всех побочных впечатлений. Поэтому мнемическая деятельность всегда но- сит избирательный характер. Другой характеристикой процесса запоминания является степень осмыс- ления запоминаемого материала. Поэтому принято выделять осмысленное и механическое запоминание. Механическое запоминание – это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Примером такого запоминания является заучивание статических данных, историче- ских дат и т. д. Основой механического запоминания является ассоциации по смежности. Одна часть материала связывается с другой только потому, что следует за ней во времени. Для того чтобы установилась такая связь, не- обходимо многократное повторение материала. В отличие от этого осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала. Два положения, из которых одно является выводом из другого, запоминаются не потому, что следуют во времени друг за другом, а потому что связаны логически. Поэтому осмысленное запоминание всегда связано с процессами мышления и опирается главным образом на обобщенные связи между частя- ми материала на уровне второй сигнальной системы. Доказано, что осмысленное запоминание во много раз продуктивнее ме- ханического. Механическое запоминание неэкономно, требует многих по- вторений. Механически заученное человек не всегда может припомнить к месту и ко времени. Осмысленное же запоминание требует от человека зна- чительно меньше усилий и времени, но является более действенным. Однако практически оба вида запоминания – механическое и осмысленное – тес- но переплетаются друг с другом. Заучивая наизусть, мы главным образом основываемся на смысловых связях, но точная последовательность слов за- поминается при помощи ассоциаций по смежности. С другой стороны, за- учивая даже бессвязный материал, мы, так или иначе, пытаемся построить смысловые связи. Так, один из способов увеличения объема и прочности за- поминания не связанных между собою слов состоит в создании условной логической связи между ними. В определенных случаях эта связь может быть бессмысленной по содержанию, но весьма яркой с точки зрения пред- ставлений. Если же сравнивать способы запоминания материала – осмысленное и механическое, – то можно прийти к выводу о том, что осмысленное запо- минание намного продуктивней. При механическом запоминании в памяти через один час остается только 40% материала, а еще через несколько часов – всего 20%, а в случае осмысленного запоминания 40% материала сохраня- ется в памяти даже через 30 дней.

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy