000371

23 Осмысление материала достигается разными приемами, и прежде всего выде- лением в изучаемом материале главных мыслей и группированием их в виде пла- на. При использовании данного приема мы, запоминая текст, расчленяем его на более илименее самостоятельные разделы, или группымыслей. Вкаждуюгруппу входит то, что имеет один общий смысловой стержень, единую тему. Тесно связан с этим приемом второй путь, облегчающий запоминание: выделение смысловых опорных пунктов. Суть данного метода заключается в том, что каждую смыс- ловую часть мы заменяем каким-либо словом или понятием, отражающим глав- ную идею запоминаемого материала. Затем, как в первом, так и во втором случае, мы объединяем заученное, мысленно составляя план. Каждый пункт плана – это обобщенный заголовок определенной части текста. Переход от одной части к сле- дующим частям – это логическая последовательность основных мыслей текста. При воспроизведении текста материал концентрируется вокруг заголовков плана, стягивается к ним, что облегчает его припоминание. Необходимость составить план приучает человека к вдумчивому чтению, сопоставлению отдельных частей текста, уточнению порядка и внутренней взаимосвязи вопросов. Установлено, что учащиеся, составляющие план при запоминании тек- стов, обнаруживают более прочные знания, чем те, которые запоминали текст без такого плана. Полезным приемом осмысления материала является сравнение, т. е. на- хождение сходства и различия между предметами, явлениями, событиями и т. д. Одним из вариантов данного метода является сопоставление изучаемого материала с полученным ранее. Осмыслению материала помогает также его конкретизация, пояснение общих положений и правил примерами, решение задач в соответствии с пра- вилами, проведение наблюдений, лабораторных работ и т. п. Существуют и другие приемы осмысления. Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достиже- ния высокой прочности его сохранения является метод повторения. Повто- рение – важнейшее условие овладения знаниями, умениями, навыками. Но, чтобы быть продуктивными, повторениями должны отвечать определенным требованиям. Проведенные исследования позволили выявить некоторые за- кономерности в использовании метода повторений. Во-первых, заучивание протекает неравномерно: вслед за подъемом в воспроизведении может на- ступить некоторое его снижение. При этом оно носит временный характер, так как новые повторения дают существенный рост припоминания. Во-вторых, заучивание идет скачками. Иногда несколько повторений подряд не дают существенного прироста в припоминании, но затем, при по- следующих повторениях, происходит резкое увеличение объема запомнен- ного материала. Это объясняется тем, что следы, оставляемые каждый

RkJQdWJsaXNoZXIy MzI5Njcy